Комплекс "Вудхендж - Стоунхендж": Деревянный комплекс

Sep 25, 2017 19:44




Одна из возможных реконструкций Вудхенджа
Продолжение статьи Комплекс "Вудхендж - Стоунхендж". Первая часть о Каменном комплексе -
https://mazayka-urza.livejournal.com/16159.html
Деревянные хенджи стали возводится, когда строительство Стоунхенджа было на стадии перевозки голубых камней из Уэльса (2500 г. до н.э.).

Самый известный из них Даррингтон Уоллс в 3 км от Стоунхенджа, тут располагался похожий комплекс, который не дожил до наших дней.

Этот большой хендж - массивная конструкция диаметром 488 м. Он довольно традиционен, с огромной насыпью за таким же большим рвом. Имеет 4 входа - один, наиболее сохранившийся смотрит на юго-восток, по направлению к реке. В нем, как и в Стоунхендже есть гравийная дорожка - Авеню, выровненная по положению солнца во время солнцестояния, которая ведет от южного кольца столбов через юго-восточный вход, вниз по реке Эйвон. Рядом с Авеню обнаружена группа небольших прямоугольных каменного века, сохранившихся под огромным земляным валом хенджа. Круг в Даррингтон Уоллсе так же скрывал концентрические круги из небольших деревянных столбов.

Внутри хенджа обнаружены 2 постройки меньшего размера - южная и северная. Южная первоначально имела 4 концентрических кольца из столбов с прямым фасадом, затем её сменили 5 колец, позже они были окружены еще одним рядом столбов.

Северная же постройка имела лишь 3 концентрических кольца из столбов, к которым вёл проход из вкопанных бревен. Позже сооружение было перестроено по тому же плану. Раскопана лишь часть памятника, в пределах рва и вала, предполагают, что могут встретиться и другие здания.

Дома и кольцевые ряды столбов появились первыми, а огромный ров и насыпь, которые местами засыпали постройки, были достроены позднее. Все постройки группировались вдоль гравийной Авеню, что вела к реке Эйвон.



Поселение Даррингтон Уоллс, дома сгрупированны возле гравийной дорожки, ведущей к реке Эйвон. Видна одна из концентрических построек внутри круга, Вторая - Северная, тоже виднеется вдалеке

В 0,5 км от Даррингтон Уоллс располагался Вудхендж.

Стоунхендж и Вудхендж - практически зеркальные отражения друг друга. Они даже по размеру одинаковы.



Даррингтонский хендж, с двумя концентрическими кругами внутри него (справа), и Вудхендж (слева)

По мнению М. Каннингтон, памятник состоял из центрального погребения, окружённого шестью концентрическими кругами отверстий для свай, затем одиночным рвом и наконец, наружной насыпью шириной около 85 метров. В погребении обнаружены останки ребёнка. По мнению Каннингтон, он был принесён в жертву. Также Каннингтон обнаружила скелет подростка в одном из раскопов. В большинстве из 168 свайных отверстий обнаружены следы деревянных свай, однако Каннингтон отметила, что между вторым и третьим кольцами свай могли находиться Менгиры.

Раскопки 2006 г. показали, что там действительно находилась композиция из нескольких менгиров. Самые глубокие из свайных отверстий достигали 2 метров, а высота деревянных свай, по оценкам, составляла 7,5 метров над уровнем земли. Масса каждой сваи составляла до 5 тонн, а их расположение напоминало композицию из особого рода известняковых камней в Стоунхендже, относящихся к 3-й стадии строительства.




Реконструкция Вудхенджа, подразумевающая, что столбы поддерживали крышу из дерна или соломы. Внутри могла стоять статуя Божества.

Только вот не понятно, какое отношение Вудхендж имеет к Стоунхенджу - два ли это разных варианта одного сооружения, которые действовали одновременно или параллельно друг другу. Или один появился вслед за другим. Что между ними общего? Различно ли их предназначение? Ниже я приведу несколько версий, которые ученые выдвигают относительно связи Вудхендж - Стоунхендж.



Еще одна реконструкция Вудхенджа, украшенная рогами. Очень много рогов оленя находят при раскопках хенджей Солсбери

Следы нескольких монолитов - сарсенов - Ричардс и Поллард нашли и внутри Вудхенджа. Это, само собой, свидетельствует, что Вудхендж из деревянного перестраивали в каменный. Но что впоследствии случилось с теми камнями и куда они делись - неизвестно. Возможно, как предположил Поллард, они пошли на возведение Стоунхенджа.

Поселение Даррингтон Уоллс возникло во времена строительства Стоунхенджа. Строители Стоунхенджа обнесли свой город громадным заградительным валом. Дома строились из дерева с глиняными полами и имели круглое основание диаметром около пяти метров. Возможно, в то время в Даррингтоне были сотни домов, что делает его самой большой деревней неолита в Британии и Ирландии.



Реконструкция жилищ Даррингтон Уоллс

Как минимум три дома стояли в стороне от поселения и были окружены забором. Археологи высказали предположение, что это дома вождей или жрецов, которые жили отдельно от общины. Другие гипотезы предполагают, что эти постройки использовались в ритуальных целях, ведь на полу не было никаких бытовых отходов. Д.Томас предполагает, что это святилища, в которых люди вызывали духов и переживали мистический опыт.

Дома в Даррингтон Уоллс, как считают ученые, имели сезонный характер. Не найдено остатков карбонизированного зерна, но так же может быть, что как и в Скара Брей, здесь существовала общая кухня, которую просто не обнаружили еще. Но так, же здесь обнаружено мало инструментов, которыми люди пользовались в то время. Есть предположения, что в этом поселении останавливались люди из разных мест, в том числе и из материковой Европы. О сезонности деревни говорит тот факт, что свиней, чьи зубы находили там, закалывали примерно в девятимесячном возрасте. Исходя из того, что поросята рождаются весной обычно, то их девятимесячность приходится на зимнее солнцестояние. А этот день был крайне важен для многих языческих культур.

Остатки пышных и обильных пиров, которые обнаруживают при раскопках, указывают на то, что работали на строительстве не рабы. Люди (добровольцы?) приезжали из разных мест, участвовали в строительстве, принимали участие в ритуалах, а так же пирах, устраиваемых по случаю дня Солнцестояния или в честь предков. (В одной из Британских газет я даже вычитала название для таких праздников «Фестиваль мяса»). В некоторых домах у внешней стены располагались деревянные кровати и шкафы. Среди мусора, скопившегося у ограждений, было найдено очень много костей животных, в основном молодых поросят - то есть, по-видимому, пищу там готовили и поедали в больших количествах, особенно зимой.

Вот, что думают археологи и ученые о связи деревянного и каменного комплекса.

Паркер Пирсон, предполагает, что Вудхендж - это было царство живых, тогда как Стоунхендж - мир мертвых. Деревянные постройки символизировали жизнь, а каменные монолиты - смерть и прочность предков. Салсберийская равнина была священным местом для людей еще за тысячи лет до постройки Стоунхенджа. А река Эйвон - своего рода ритуальная дорога для похоронной процессии. Она шла с востока - оттуда, где встает солнце, - от деревянного Даррингтон Уоллза вниз к реке Эйвон, а затем поднималась по авеню на запад - туда, где заходит солнце, - Стоунхенджу, месту почитания предков. Должно быть, это было священное путешествие от дерева к камню через воду, символизирующее путь от жизни к смерти. Недостаточное количество находок в центральной части Стоунхенджа позволяет заключить, что доступ к монументу был ограничен, не каждый мог прогуливаться внутри сооружения. Были ли избранные жрецами, или доступ имел только Лучник из Эймсбери, сложно сказать. В таком случае Блухендж мог использоваться, как остановка на пути к Стоунхенджу.

С идеей, что между Стоунхенджем и Вудхенджем имелась ритуальная связь, согласен и Джулиус Томас. Правда, он не очень уверен в том, что она носила именно такой характер, как описывают его коллеги.

В любом случае река служила своего рода проводником. Паркер Пирсон думает, что, двигаясь во время праздника по дороге от Вудхенджа к реке, люди могли опускать в Эйвон останки умерших людей (скорее всего, кремированные), которые река доставляла вниз по течению в "нижний мир". Именно по реке проделывали свой путь усопшие. Хоронились в долине только избранные, остальные кремированные останки, по мнению археологов, унесены рекой.

Есть в Даррингтон Уоллс еще одна особенность. Строительство деревянного круга было резко прекращено до завершения в 2460 г. до н.э. Бревна были удалены и заменены блоками из мела. Это время по мнению ученых, характеризуется резким изменением в религиозно-мифологическом (и политическом) направлении из-за прибытия на Британский остров людей культуры колоковидных кубков из Европы.

И действительно, археологи извлекают из раскопов Даррингтона Уоллс черепки Желобковой керамики.



Эти горшки, найденные в Даррингтонском круге, выполнены в особом стиле, известном как желобковая керамика. Этот стиль часто ассоциируют с хенджами времён неолита. Сейчас хранится в музее Солсбери и южного Уилтшира.

Но так же находят и образцы более поздней керамики, культуры кубков.



Образцы керамики культуры колоковидных кубков

Судя по всему, поселение Даррингтон Уоллс было выстроено еще в неолите людьми автохтонной для Англии культуры Желобковой керамики. Но в раннем бронзовом веке эти люди подверглись сильному влиянию со стороны племен Культуры колоковидных кубков - Бикеров. Это хорошо фиксируется по смене пищевого поведения. Если в ранних слоях были распространены кости крупного рогатого скота, то отныне их сменяют кости свиньи. Кости коров принадлежат старым животных, значит, их разводили исключительно ради молока (которое играло особую роль в ритуалах, связанных с Комплексом). А главным источником мяса здесь служили свиньи. Первые стадии Стоунхенджа были выстроены людьми желобковой керамики, но вот каменные блоки возводили уже бикеры. Племена рифленой керамики начинают консолидироваться вокруг Даррингтон Уоллс, покидая Стоунхендж и возводя для себя Вудхендж. На самих Даррингтонских стенах фиксируются следы перепланировки: более ранние ряды столбов указывают на юго-восток (восход солнца в зимнее солнцестояние), поздние на северо-запад (заход солнца в летнее солнцестояние). Есть, конечно, помимо смены религиозных верований и другая возможная причина - смена климата (туманы, облачность) из-за которой наблюдать восход солнца в зимнее солнцестояние стало невозможно.




Культура Желобковой керамики близка культурам, которые были распространенны в Ирландии и Шотландии. Так вот этнографами был зафиксирован ритуальный запрет на свинину в Шотландии еще в 17-18 веке. Что может являться отголоском того, что родственные им племена в Англии поменяли-таки свое пищевое

поведение, подвергшись влиянию пришельцев и забыв своих богов.

Исходя данных, полученых археологами, вырисовывается такая картина - некогда автохтоны Британии - племена Желобковой керамики построили первые рвы и валы Стоунхенджа, сами проживая в Даррингтон Уоллс. Затем приходят люди Кубков, начинают возведение каменных кругов - традиция, которой они придерживались в Европе, автохтонное население, переняв их привычки, тем не менее, выстраивают для себя деревянный комплекс Вудхендж.

Считали ли аборигены дерево священным, а пришельцы камень? Или таким образом произошло объединение двух традиций, двух разных племен?

Не будем забывать, что изначально Стоунхендж объединял в себе как камень, так и дерево. Возможно с развитием религиозных представлений (даже есть мнение о революции) под воздействием Бикеров (людей культуры Кубков) изначальный деревянно-каменный Стоунхендж просто был разделен на два элемента - каменный.комплекс и деревянный Вудхендж.

Бронзовый век, обряд, мегалиты, религия, Святилище, история народов, каменный век, Британские острова

Previous post Next post
Up