Гемма с изображением Горгоны, середина 5 века до н.э. Эрмитаж.
Я специально не коснулась образа Медузы Горгоны в прошлом посте. Ибо Медуса заслуживает того, чтобы о ней говорили подольше.
Не буду пересказывать сам миф, его знают все. Кто не знает, может
почитать.
Лично для меня это был первый греческий миф (и вообще первый миф), который я узнала. Мы в детстве Андромедой даже кошку красивого черепахового окраса назвали, которая пару раз забегала к нам на огонек. Назвал её так брат в честь галактики (действительно окрас был похож на разбросанные в космической тьме звезды), но я потом, наткнувшись в оглавлении книги «Мифы Древней Греции для детей» на миф «Персей и Андромеда», решила почитать, так и увлеклась. И больше чем красавица Андромеда, меня привлек странный и трагический образ Медузы.
Мы все помним страшное чудовище со змеями вместо волос, кабаньими клыками, крыльями и взглядом, обращающим героев (да и вообще людей, просто сунуться к ней логово отваживались лишь герои) в камень.
Убил её отважный герой Персей при поддержке богини Афины. После этого голову Горгоны он преподнес в дар своей благодетельнице, и та прикрепила его к своей Эгиде - козлиной шкуре, которая служила ей защитным доспехом.
Иногда голову помещают на щит Афины
С тех пор Горгоний - непременный атрибут Афины.
Афина была зла на Медузу за то, что та предалась греху разврата прямиком в её храме. Девственная богиня была настолько возмущена этим, что даже не обратила на тот факт, что Медуса не добровольно пошла на это, а была изнасилована Посейдоном. И превратила её в страшное чудище, а за одно с ней и двух её сестер Горгон. В чем провинились перед владычицей Аттики две другие девушки не известно.
Горгон было три - Медуса, Эвриала, Сфено (есть версия, что их было пять). И смертной из них была лишь Медуса. Её и порешили, в конце концов.
Горгоны преследуют Персея, уносящего голову их сестры
Что же мы видим?
Три древних богини (цифра три еще раз дублируется в образе старух Грайий, с которыми сталкивается Персей) - две из которых бессмертны, одна, возможно восходит к образу умирающе-воскресающего божества.
У них змеи вместо волос и крылья.
Вновь обратимся к крито-микенской мифологии. Там мы находим некоторые интересные образы - фантастические гибриды женщин и птиц, женщин и змей.
Узор в виде богини-птицы со змеевидными волосами (расписная керамика из Феста, начало II тыс. до н.э.)
Или того и другого вместе. В таких гибридах интересно сочетание не просто разнородных элементов, а даже являющихся противоположными - птица символизирует небо, а змея - недра земли, мир мертвых.
Здесь напрашивается аналогия из греческой мифологии - сестры горгоны, у которых птичьи крылья и змеиные волосы. Но и кабаньи клыки не забудем - связь с миром животных (что наводит на мысль о Владычице зверей).
Медуса в классической позе Владычицы Зверей
То есть перед нами опять все тот же образ универсального существа, имеющего отношения ко всем трем сферам - небесной, земной и подземной (именно такой была сама Афина, которая на закате эпохи эллинизма вытесняла своего отца Зевса по могуществу).
Еще такая интересная деталь, как Змеиная рама Владычицы зверей.
Здесь опять вспоминается змееволосая богиня, которая со временем трансформировалась в греческую Горгону. Но изначально она почиталась именно, как Владычица зверей, близкая или даже ипостась богини Артемиды.
Персей отрубает голову Медусе, 7 в. до н.э. Фивы, Медуса здесь, изображена как кентавр
А теперь давайте обратимся к образу убийцы Медузы - царевичу Персею. Он был сыном самого Зевса и царской дочери Данаи. Имя Данаи весьма интересно для нас. Данаи - название древнегреческого племени. Данаи упоминаются еще египтянами в XV в. до н.э. От некогда бытовавшего племени, тесно связанного в мифологии с Арголидой, остались лишь личные имена - Даная, Данай и Данаиды. Территория Арголиды включает в себя такие древние города, как Аргос, Микены и Тиринф. То есть - это область, где некогда бытовала все та же крито-микенская мифология. С ними же связан другой миф - о Данаидах, которые убили своих мужей и убежали из Египета (племена данаев упоминаются среди «народов моря» напавших на Египет). По дороге они останавливались на острове Родос, где основали святилище Афины, затем отплыв в Арголиду. На Родосе умерло три Данаиды - Линда, Камира, Ялиса - их именами названы города Родоса. О
культе Афины Линдии уже было в прошлом посте. Предполагают, что из Египта занесен в миф о Горгонах их знаменитый взгляд, заставляющий каменеть все живое. От обычая египтян делать статуи умерших. Есть и другие версии.
Самый факт мужеубийства не свойствен только мифу о Данаидах. Он ведет нас скорее к матриархальной борьбе, тесно связанной мифологически с амазонками, и не случайно, что имя одной из дочерей Даная - Гиппе явно перекликается с именем Гиппии, царицы амазонок, и с Афиной Гиппией.
Поэтому, связь легенды о Данаидах с основанием храма Афины не является чистым вымыслом грамматиков, но имеет глубокие основания в идеологии микенского времени.
Но я несколько удалилась от самой героини - Медусы Горгоны.
Змеи, птичьи крылья, связь с животным миром - все эти атрибуты свойственные древним богиням крито-микенской религии, позднее вырастили образ самой Афины.
Грубо говоря, Афина олимпийской патриархальной религии в мифе о Горгоне борется против себя же архаической и матриархальной. И убив её, она вновь обретает власть, хотя и ограниченную своим отцом Зевсом. Ведь в древности её могущество было безграничным, простиралось на все три сферы. Я уже упоминала
здесь, что Афина была связана с древними божествами типа Анат - Инанна, что некогда представляли собой единое двуполое вселенское божество (у Афины не даром такой же мужской воинственный характер, как у той же Инанны), которые пережили пришествие Всеотца, и не ушли управлять земным плодородием, а остались на небесах, иногда даже показывая острые зубкы своему, вновь обретенному отцу (вновь, потому что некогда они сами породили всех богов и вселенную) и/или мужу.
Конечно же, образ греческой Медузы обширнее и глубже, чем тот который я сейчас накидала на коленке, и не Критом единым жив. Но пока остановимся на этом.