Продолжим разговор о критских богинях. На этот раз самая известная ипостась
Змеиная богиня
Это божество отличное и от Древесной богини и Владычицы зверей. Оно известно главным образом по знаменитым фаянсовым фигуркам. Несмотря на широкую известность этих фигурок по отношению к иконографическим изображениям других минойских богинь, изображение этой богини встречаются крайне редко.
Золотое кольцо из Исопаты, Кносс
Ок.1500 до н.э. Гераклион, Археологический музей
Змея над одной из женщин, странные окончания рук (птичьи черты), композиция напоминает роспись вазы из Феста (интересные детали - на обеих композициях растут цветы - словно весеннее обновление природы).
Все другие попытки отыскать это божество в сценах на печатях вызывают сомнения.
Попытка Эванса реконструировать алтарь «Змеиной богини»
С культом Змеиной богини связывают обычно те святилища, в которых находят особого рода ритуальные сосуды с ручками или налепами напоминающих змей. Предполагается, что в таких трубах обитали священные храмовые змеи, которые возможно, ассоциировались с самой богиней.
Сосуды такого же типа, но с прилаженными к тулову чашечками, возможно, служили «поилками» для змей. Есть еще такие перфорированные ссуды, которые, по мнению Эванса, копировали пчелиные соты, в которых змеи поедали личинок диких пчел.
Культ Змеиной богини еще Эванс оценивал как преимущественно домашний, основываясь на этнографическом материале различных народов, почитавших змею как хранительницу дома. Славяне, как известно тоже чтили Домового ужа. Ему хозяйка наливала молочко.
Со временем попав из домашней обстановки в дворцовую, Змеиная богиня приняла облик грозной владычицы Преисподней. В её власти было насылать страшные землятресения. Которые в считанные часы уничтожали дома и города минойцев.
К.Брэниген в статье «Генезис домашней богини» делает вывод о том, что Змеиная богиня уже в преддворцовую эпоху была не домашним божеством, а почиталась в горных святилищах. Лишь затем, когда святилища в горах пришли в упадок, она стала почитаться в домах. Именно в горных святилищах Кумасы, Хамези (другие ученые, кстати, относят Хамези к числу домашних святилищ) и Кателионаса обнаружены древнейшие образцы змеиных труб.
В Кумасах наиболее раннее изображение Змеиной богини в виде сосуда - женщина обвитая змеей.
В прочим этот сосуд был найден не в самом святилище, а в расположенных неподалеку на равнине купольных могил. Это опять больше связывает нашу богиньку с царством мертвых. Защитница некрополя.
Змеи, кстати на горные вершины забираются реже, чем в низменные места.
В защиту обеих теорий можно сказать, что как и другие две богини Змеиная богиня никогда не была четко замкнута на домашнем культе или каком-то ином культе. Она мыслилась неким универсальным божеством с весьма широкими функциями. Оттого следы этого культа обнаружены и в горных святилищах, и некрополях, и в домашних святилищах, и во дворцах.
Другие священные животные этой богини помимо змей были птицы, возможно, голубь, хотя вид птицы определяется спорно.
Сама богиня в своем облике соединяет змеиные и птичьи черты. Даже на сосуде из Кумасы, напоминающем кикладские идолы, имеются в лице птичьи черты.
На рассматриваем уже изображении эти черты проявляются особенно ярко - змеиные волосы, птичьи носы.
В дальнейшем и змеи и птицы стали атрибутами богини, её священными животными, сама она принимает антропоморфный вид.
Змеи на статуэтке из фаянса из Феста. Птицы на бляшках из Микен.
Золотые бляшки из шахтовых гробниц круга А. XVI в. до н. э. Микены
Статуэтка минойской Богини со змеями, найденная на острове Крит; датируется 2900-1000 гг. до н.э.
Золотые посвятительные двойные секиры с выгравированным орнаментом. 1600-1450 гг. до н.э. - Символы минойской богини
Щиты из портика Большой лестницы, ведущего к царским покоям. Символ и воплощение минойской богини