Я уже не раз касалась Инанны-Иштар в её аспекте богини любви и плодородия. Но у неё была и другая сторона - она была крайне воинственная богиня.
В числе её «воинственных деяний»
- Инанна вступает в битву с чудовищем Эбихом, которое предстает в виде огромной горы. По мнению некоторых исследователей, это сказание отражает борьбу шумеров с народами северных гор, и, возможно, в какой-то мере связано с победой урукского правителя Утухенгаля над кутиями.
- в мифе Инанна и Билулу, она убивает старую богиню Билулу и ее сына. Возможно, они представляли собой какие-то степные божества. Правда, затем Инанна "определяет их судьбу". Билулу она превращает в кожаный бурдюк для хранения воды в степи, а её сына делает удугом и ламой - демонами-хранителями степи.
В ней проявляются типичные черты бога грома.
- близка к брату Ишкуру и Нинурте, так же имеет власть над птицей грома с львиной головой Имдугудом (Анзуд, Зу) или в виде грифона львиного
- Инанна-Иштар ездит на колеснице, в которую запряжены львы, либо же она держит на поводке льва. Иногда она сама становится львом. В её храме в Уруке хранилась золотая колесница, в которую впрягали семь львов.
- дикий бык, которого ей передает бог неба Ан
- вспышки ярости
- её рык заставляет земли склониться низко
- вместе с Ишкуром «наделяет бурю крыльями», она сама - «свирепая буря».
- она повелевает дождями
На оттиске она с пучками молний и на крылатом льве (возможно, Анзуд, так его тоже изображали), который впряжен в колесницу, с возницей.
«Великие Аннунаки бегут от тебя, как летучие мыши, - говорится в гимне Инанне. - Они не в силах взглянуть в твое грозное лицо... не в силах унять твое яростное сердце»
Кроме колесницы богиня обладала некой Небесной Ладьей
На ней он скрылась, после того как похитила таблицы суде Ме у Энки. Узнав о пропаже, Энки отправил за ней в погоню семь морских чудовищ, которые пытались отнять у богини небесную ладью. Но Инанна с помощью Ниншу выбралась невредимой из передряги.
Цилиндровая пломба с изображением богинь Нинишкун и Иштар. Иштар поставила свою правую ногу на рыкающего льва, которого она удерживает с помощью поводка. из Ура, ок. 2300 г. до н.э
Лев на поводке, за спиной два колчана со стрелами. С одной стороны, Инанна изображена здесь как богиня любви, что подчеркивает ее поза с кокетливо, но властно выставленной ногой, "попирающей" льва. С другой стороны лев, оружие за ее спиной указывают на то, что она также и богиня войны. 8-конечная звезда (Венера) - еще один символ Инанны (на оттиске отражен зеркально). Хотя Инанна и считается богиней любви - она не связана с такими представлениями как брак и деторождение. Она олицетворяет плотское желание и всегда получает то, чего желает. Символизирует насилие, неуправляемость человеческих страстей. А потому и ярость смертельной битвы, и разрушения войны.
Боги Энки (Эйя), Уту (Шамаш) и Инанна (Иштар). Оттиск печати аккадского времени. 2-я половина 3 тыс. до н.э. Лондон, Британский музей
У неё на плечах копья и булавы. Копье Инанны, скорее короткое, типа дротика.
Оттиск этой печати изображает сцену сборов некоего земного правителя (мужская фигура, с повёрнутой влево головой) на войну. Богиня Инанна (Иштар), покровительница воинского экстаза, вручает ему копьё (копьё - оружие наступательное, то есть поход планируется завоевательный). Обнажённая женская фигура позади богини - это её жрица. Понятно, что присутствие богини можно было изобразить только на рисунке. В реальности она участвовала в обряде гипотетически и её роль исполняла жрица. Священное копьё выдавалось ею лишь на период боевых действий, по окончании которых царю надлежало сдать его назад на хранение в святилище.
Новоассирийский период
Богиня Иштар приводит пленников к Анубанини, царю лулубеев. Рельеф на скале в горах Загра
Со временем - по мере того как росло влияние Инанны/Иштар среди богов, а с ним и ее ответственность за государственные дела - она приобретала все больше воинских качеств, и ее все чаще стали изображать как вооруженную до зубов Богиню Войны. Надписи ассирийских царей повествуют, как ассирийцы начинали войну по ее замыслу и под ее водительством, где она напрямую указывала, когда следует выжидать, а когда идти в наступление, как она, невидимая, шла впереди войска, а однажды даже явилась в физическом обличье перед всей армией. В награду за преданность она обещала ассирийским царям долголетие и благоденствие. «Из Золотой Палаты в Небесах я буду все время охранять вас», - заверяла она их.
Ассирийская стела VIII в. до н.э.Тиль Барсиб, Месопотамия (Ассирия)
Лев на поводке, за спиной два колчана со стрелами, на поясе меч. На голове у Иштар - рогатый головной убор, типичный атрибут богов в иконографии народов древней Передней Азии. Головной убор имеет форму цилиндра и венчается диском с лучами, что напоминает о том, что Иштар олицетворяет планету Венера.
Иштар поклонялись и как женщине, и как мужчине, о чем свидетельствует ее типично мужской наряд: короткая туника и переброшенная через плечо шаль с бахромой. Одна нога богини скрыта под одеждой, другая обнажена.
Богиня Иштар перечисляется наряду с Нергалом и Шамашом, в перечне богов, чьи переносные алтари нужно окропить священной водой, и принести различные жертвы, в день «когда враг на страну наступает» в гимне посвященным воинским ритуалам, которые нужно совершать царю перед вступлением в битву. Её статую, как одну из богов-покровительниц войска, устанавливали в лагере войска.
Богиня Иштар, стоящая на льве. Оттиск печати. Около 700 г. до н. э
Первоначально оружием Инанны были лук и стрелы, уже переселившись в Ассирию, она, как Иштар, получает меч.