27 декабря 1965 года первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин публично высказался по довольно щекотливой теме. Он осудил снос храма Христа Спасителя и демонтаж Триумфальной арки. Выступая на пленуме ЦК комсомола, Гагарин заявил с трибуны, согласно стенограмме (сохранилась и аудиозапись этого выступления):
«На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». Эта речь была напечатана в сборнике выступлений на пленуме (в марте 1966 года в сборнике «Верные подвигу отцов. Материалы VIII пленума ЦК ВЛКСМ»), а в 1968 году - в книге Ю. Гагарина «Есть пламя!», в которую собрали все выступления Гагарина. Это было довольно острое и независимое заявление: ведь по поводу сноса храма Юрий Алексеевич осуждал ни много, ни мало, как решение Политбюро правящей партии, в которой он и сам состоял.
Об этом выступлении первого космонавта сообщили Леониду Ильичу Брежневу, который годом ранее был избран Первым секретарём ЦК КПСС. Леонид Ильич отреагировал на известие спокойно: «Что вы на Гагарина напустились? Он русский человек, он предложил. Комсомолу объясните, что денег на храм у нас нет. Триумфальную арку поставим. Юрию Алексеевичу большой привет».
Между прочим, коллега Юрия Алексеевича космонавт Алексей Леонов справедливо указывал: «Не стоит преувеличивать и говорить, например, что Гагарин чуть ли не требовал восстановить разрушенный храм Христа Спасителя. Перед вами реальный документ, и из него видно, что Гагарин не призывал восстановить храм Христа Спасителя».
Какие же последствия имело это выступление? Как выясняется, решение о восстановлении Триумфальной арки 1812 года было принято правительством СССР ещё 10 декабря того же года, то есть более чем за 2 недели до процитированного выше выступления Гагарина. Совпадение или, быть может, первый космонавт и в других инстанциях пробивал эту идею, ещё до своего выступления с трибуны? Кстати, арка не была разрушена, её в своё время аккуратно демонтировали, обмерив и сфотографировав со всех сторон, и собираясь поставить в другом месте. Но сделано этого не было, о чём и напомнил Гагарин. Теперь её стали активно восстанавливать... Увы, открытия отреставрированной арки Гагарин уже не увидел, оно произошло в декабре 1968 года (а сам он, как известно, погиб ещё в марте того же года). Но начало её реставрации он застал.
Ещё надо заметить, что демонтаж Триумфальной арки и в 30-е годы воспринимали, по меньшей мере, неоднозначно. Что подтверждает такой вот рисунок:
Рисунок В. Козлинского. 1932 год.
«К эпидемии сносов.
- Это что за леса у Триумфальной арки?
- Кто его знает! Если районная комиссия поставила, то для сноса, а если центральная, - то для ремонта».
Восстановленная Триумфальная арка 1812 года
Но, возвращаясь к теме храма... Выступление Гагарина на пленуме имело свою предысторию. Его коллега Валентин Петров вспоминал об их совместной поездке в Загорск (ныне Сергиев Посад) в 1964 году: «В год, когда Юре исполнилось 30 лет, он спросил у меня, бывал ли я в Троице-Сергиевой Лавре. Я ответил, что бывал - и он предложил мне поехать туда снова. Мы отправились в тот же вечер, приехали в Лавру в гражданской одежде... Но Гагарина, конечно, узнали и в гражданке, к нему сразу хлынул поток народа, все просили автограф, пытались что-то спросить, дотронуться. Другого такого космонавта я не знаю: Гагарин поразительно душевно относился к людям и никогда никому не отказывал. Если вы обращаетесь к нему - неважно, стоит ли рядом первый секретарь ЦК или председатель правительства - он весь ваш.
Когда Юра увидел макет Храма Христа Спасителя, он пришёл от него в восторг, и сразу спросил: «Где же эта красота находится?» А отец-наместник ответил ему: «Юрий Алексеевич, да ведь там, где сейчас стоит бассейн “Москва”!».
Именно тогда, во второй половине 60-х, в советском обществе происходил консервативный поворот в настроениях - выруливание на «дорогу к храму», которое в полной мере сказалось в 80-е и 90-е годы. Можно ли сказать, что Гагарин тоже был его участником, раз он сделал такое заявление? Пожалуй, что да. Но надо помнить и другую сторону: что церковь в 1964-1965 годах выглядела совсем не так, как она предстаёт теперь. В то время она казалась простым пережитком старины, по безобидности чем-то средним между фольклорным ансамблем и историческим музеем. Едва ли Гагарин мог предположить, что через полвека на космическом корабле портрет Королёва отодвинут в сторонку, чтобы заменить иконами святых, станут возить в космос мощи Серафима Саровского и открывать кафедры богословия в МИФИ. И ещё менее вероятно, чтобы ему это понравилось...
Кроме того, нелишне напомнить, что полёт Юрия Алексеевича стал поводом к мощной антирелигиозной кампании, и он нисколько против этого не возражал, ни публично, ни в частных разговорах. Вот, например, характерное стихотворение В. Дыховичного и М. Слободского про полёт Гагарина:
Он летит - и в небе он не лишний,
Он не бог, не ангел, не святой,
Но он первый истинный Всевышний,
Овладевший этой высотой!..
Не молитвы, не богослуженья
Вознесли его в полёт такой, -
Организовали Вознесенье
Мы своею собственной рукой!
Ради нас и стал он Вездесущим,
Он летит в небесной вечной мгле,
Чтобы звать людей не к райским кущам,
А к мечтам и к подвигам грядущим
Ради светлой жизни на Земле!
Более того, в книге Юрия Гагарина «Дорога в космос. Записки лётчика-космонавта СССР» 1961 года говорится: «К нашему дому приходило много народу: школьники с учителями, колхозники, пришла даже группа дряхлых старушек. Их интересовало, видел ли я в небесах господа бога? Я вынужден был разочаровать их. Полёт человека в космос нанёс сокрушительный удар церковникам. В потоках писем, идущих ко мне, я с удовлетворением читал признания, в которых верующие под впечатлением достижений науки отрекались от бога, соглашались с тем, что бога нет и всё связанное с его именем - выдумка и чепуха».
А это типичные карикатуры из советской печати апреля 1961 года, связанные с полётом "Востока", по "религиозной" тематике:
Не только христианской, но и исламской религии доставалось от острого пера сатириков:
Вот так выглядит историческая истина, если брать её целиком, а не выковыривать из общей мозаики выгодные в тот или иной момент отдельные кусочки. Ну, а то, что Юрий Алексеевич мог вполне свободно с трибуны покритиковать ни много, ни мало, как выполненное решение Политбюро ЦК, тоже косвенно говорит об уровне свободы в тогдашнем советском обществе...
Некоторых богов Юрий Алексеевич, похоже, всё-таки признавал, раз сам порой принимал их обличье :)