"Маленький мальчик нашёл пулемёт", или Человек человеку - кто?

Jul 12, 2019 08:41



Соседство с Леонидом Ильичом едва ли мешало пионерам знать и пересказывать друг другу стишки, которые приведены ниже в посте. Но всё-таки это были два разных мира

Продолжая дискуссию, возникшую вокруг вчерашнего поста о конфетах "Ну-ка, отними!" - до революции и в СССР. Как выяснилось, "Стёпка-растрёпка", которого за шоколад избил дубиной или битой для лапты изображённый на дореволюционном фантике мальчик Вася - это широко распространённый в XIX веке образ, созданный ещё в 1845 году. Вот что можно прочесть о нём в Вики:
«Стёпка-растрёпка» (нем. Struwwelpeter, букв. «Неряха Петер») - сборник из десяти назидательных стихотворений, написанных франкфуртским психиатром Генрихом Гофманом для своего сынишки в 1845 году. Сборник стал одной из первых в истории детских книжек с картинками. Назидания в «Штрувельпетере», призванные отучить детей от вредных привычек, облечены в устрашающую, а иногда и просто кровожадную форму, напоминающую садистские стишки и «вредные советы» советского времени - «своего рода педагогический театр ужасов». Например, девочка балуется со спичками - и скоро от неё остаётся только горстка золы; маленький Каспар отказывается есть суп - и на пятый день умирает от истощения; другой мальчик сосет пальцы - их ему отсекает ножницами портной. Сборник приобрёл огромную популярность".
Прекрасно! Иначе говоря, мир «Стёпки-растрёпки», где дети в порядке вещей выясняют отношения дубинами за шоколадку, а взрослые преспокойно отрезают им пальцы - это тот же самый мир, что и в известных детских садистских стишках, или стишках-страшилках 70-х годов. Что же это за мир? Он, конечно, заслуживает более внимательного рассмотрения, но пока напишу о нём коротко. Кстати, недавно в одном из либеральных блогов мне попался пост, где эти стихи назывались "антисоветскими" и преподносились как пример замечательной успешной борьбы с ценностями советского строя. По-моему, это не совсем точно. Это примерно то же самое, что назвать А.Р. Чикатило "успешным борцом с советским Уголовным кодексом". Нарушал ли Андрей Романович советский УК? Несомненно. Но хотелось бы видеть страну, в рамки уголовного кодекса которой его действия спокойно уложились бы... Вот так и здесь.
Садистские стишки опрокидывали не "советский строй", они опрокидывали всё привычное устройство общества, основанное, худо-бедно, на некоторой солидарности между людьми и их взаимопомощи. Дети в стихах - смертельные враги взрослых, взрослые - враги детей.

Маленький мальчик, погнавшись за мухой,
Резко столкнулся с соседкой-стаpухой.
Уши отоpваны прочь у ребёнка -
Злая попалась ему стаpушонка...

Но потерять уши - по меркам этих стихов, значит "отделаться лёгким испугом", сущим пустяком. Обычно дело заканчивается летальным исходом.
Маленький мальчик на вишню залез,
Сторож Пахомыч достал свой обрез.
Выстрел раздался, послышался крик,
"Сорок восьмой", - улыбнулся старик.

Маленький мальчик на стройке играл,
В бочку с бензином случайно попал.
Стал задыхаться, высунул нос -
Добренький дядя спичку поднёс.

Самое, возможно, известное из стихотворений серии:
Маленький мальчик нашёл пулемёт,
Больше в деревне никто не живёт.
Только осталась там бабка Матрёна,
Жаль, на неё не хватило патрона.



В этом мире не существует и никакой привычной взаимопомощи внутри семьи. Наоборот, дети стремятся уничтожить родителей, дедушек и бабушек, а те - детей. То же касается и взаимоотношений братьев и сестёр.

Маленький мальчик с папой курил
Где у нас лифт? - он у папы спросил.
На мусоропровод отец показал,
долго костями сынок грохотал.

Маленький мальчик решил пошутить -
Папочке в супчик мышьяк подложить.
Оба скончались от приступа вмиг:
Папа был тоже великий шутник!!!

Девочка Света нашла пистолет
Больше у Светы родителей нет.

Маленький мальчик бритву нашёл,
К папе с вопросом он подошёл.
Папа ответил "Губная гармошка!"
Всё шире и шире улыбка у крошки.

Бабушка внучку из шкoлы ждала,
Kалий цианиcтый в cтупке тoлкла.
Дедушка бабушку oпеpедил, -
Внучку гвoздями к забopу пpибил.

Маленький мальчик компьютер купил
И в двести двадцать его подключил.
Бабушка сильно тянулась к науке:
Пепел из чепчика вымели внуки.

Любопытный стишок по мотивам русских народных сказок:

Алёнушка братца любила до слёз,
И чтобы козлёнком мальчишка не рос,
Сестрица накапала в лужицу яд...
Отбросил копытца единственный брат.

Нет и никакой жалости к больным, слабым, отношение к ним ровно обратное:

Маленький мальчик со сломанной ножкой
Суп уплетал алюминиевой ложкой.
Мама подкралась, юбкой шурша -
Бац табуреткой - и нет малыша.

Маленький мальчик, с детства хромой
Супчик хлебал из тарелки большой.
"Что, нахлебалась, скотина хромая?"
Молвила мама, топор доставая.

Мир стихов - "антисоветский"? Это очень слабо, слабо сказано... :)
Впрочем, в порядке исключения, солидарность в этих стихах всё-таки встречается, даже между родителями и детьми - когда их герои объединяются против кого-то третьего.

Маленький мальчик за сливой полез,
Сторож Пахомыч достал свой обрез!
Выстрел раздался, дед упал -
Мальчика сзади отец прикрывал!

Что же мы видим в этих стихах? Мы видим мир совершенно беспощадной конкуренции между людьми, мир войны всех против всех, в котором принцип "человек человеку - волк" доведён до абсолютного логического конца. Люди по уровню конкуренции вернулись на уровень животных и даже далеко превзошли их:

Маленький мальчик в речке купался
Возле него аллигатор плескался
Странно, но целым уплыл крокодил
Сытым мальчонка, наверное, был.

Впрочем, кое-какие ценности в этом мире существуют. Какие же? Очень простые - материальные. Вещи и деньги.

Маленький мальчик нашёл три копейки,
Это заметил мужик в телогрейке,
Лом просвистел, как копьё Чингачгука,
Нет, не дождётся бабушка внука.

Маленький мальчик на лифте катался.
Всё хорошо, только трос оборвался
Роется мама в кучке костей.
"Где же кроссовки за сорок рублей?!"

Маленький Костя с карниза сорвался,
Крик его вскоре внизу оборвался.
Бабушка в комнату кинулась ланью -
Нет! Не задел он горшочек с геранью.

Теперь разберёмся, почему эти стишки в 70-е годы были так популярны, почему они вызывали у детей улыбку и смех? Потому что, с одной стороны, мир "ценностей" стихов-страшилок был совершенно обратен тем ценностям, которые им старались привить в СССР. О которых им говорили в школе, в книгах. А с другой стороны, этот старый мир всеобщей жестокой конкуренции и почитания денежного мешка не был в СССР полностью уничтожен, его ценности просто ушли в "андеграунд", на дно, как потонувшая Атлантида, и "пробивались", или "всплывали" оттуда. Можно даже привести известные слова В.И. Ленина, которые как раз об этом: "Когда наступает революция, дело не происходит так, как со смертью отдельного лица, когда умерший выносится вон. Когда гибнет старое общество, труп его нельзя заколотить в гроб и положить в могилу. Он разлагается в нашей среде, этот труп гниёт и заражает нас самих. Иначе на свете не было... и не может быть".
Вот поэтому раскрытие этого "подпольного", скрытого мира и вызывало весёлое оживление и смех. Едва ли советские школьники, с удовольствием повторявшие эти стишки, сами захотели бы переселиться навсегда в их мир! Максимум, чего, возможно, кто-то хотел - отправиться туда на небольшую "экскурсию", воздать без стеснения всем личным врагам и обидчикам - и целыми и невредимыми быстренько вернуться обратно, в сравнительно безопасную и уютную советскую реальность.
Невозможно представить, чтобы в СССР подобные "ценности" и правила отношений между людьми или между детьми стали проповедоваться на конфетных фантиках, как это было в дореволюционной России (на фантиках конфет "Ну-ка, отними!") и как стало в России постсоветской (где процитированные выше "стихи-страшилки" печатали на вкладышах для жевательной резинки).
Надо признать, что мир стихов, несмотря на его крайнюю жестокость, не лишён определённых сторон, которые могут показаться привлекательными. Ведь здесь каждый "сам кузнец своего счастья". Никого не связывает авторитет старших, учителей или родителей. А равно - необходимость проявлять заботу о детях (которых в советские времена называли "единственным привилегированным классом в СССР"). Освобождение от любых социальных ограничений и ценностей (кроме ценности денег и вещей) может поначалу ощущаться как "свобода". Правда, довольно непродолжительная - пока "освобождённого" не сожрёт иной, более сильный или зубастый хищник... :) Но я бы не рискнул утверждать, что "стихи-страшилки" только прославляют такой мир. По крайней мере - столько же прославляют, сколько и разоблачают.
Ну, а в 90-е годы этот "потаённый мир" всеобщей конкуренции, который был так ярко и правдиво описан в этих стишках, "всплыл" целиком, хотя и в слегка смягчённом виде, и восторжествовал. Опрокинул советский мир, где провозглашалось, что "человек человеку друг, товарищ и брат".
Заказные убийства на улицах бизнесменов их более удачливыми собратьями, ставшие привычным фоном "святых девяностых", можно считать реализацией в жизни тех самых "стихов-страшилок". Которые эти будущие бизнесмены со смехом слушали и повторяли ещё тогда, когда носили на шее пионерские галстуки... Конечно, это был смягчённый вариант "мира стихов". Потому что их точное воплощение в жизнь означало бы полное разрушение всех социальных связей внутри человеческого общества, а затем - и гибель его самого. Что, впрочем, ярко и описано в самих этих стихах:

Девочка Катя, дочь генерала,
Красную кнопку на пульте нажала.
Быстро летела ракета "Оскар".
Нет больше острова Мадагаскар.

Дочь капитана по имени Hадя
Красную кнопку нажала в Hеваде.
С рёвом из ямы взлетела махина.
Хорошей страною была Аргентина.

Откуда в Неваде появилась девочка с русским именем? Не суть важно... Важно другое: "война всех против всех", всеобщая конкуренция, описанная в "стихах-страшилках", неизбежно заканчивается гибелью человечества.

В поле нейтронная бомба лежала
Девочка тихо кнопку нажала.
Некому выругать девочку эту -
Спит вечным сном голубая планета.

Такие дела...

стихи, История, СССР, Реставрация

Previous post Next post
Up