14 июня - день рождения Эрнесто Че Гевары (1928-1967). «Самым совершенным человеком нашей эпохи» его назвал Жан-Поль Сартр, лично с ним знакомый. Почему он стал человеком-легендой? Может быть, он был мягче и добрее к врагам, чем его товарищи? Вовсе нет, наоборот, враги обвиняли его в том, что он «человек без сердца». Или он был лучшим практиком, лучшим теоретиком революции, чем другие? Но в истории XX века полным-полно и прекрасных теоретиков, и практиков... Или он был самым последовательным «антисталинистом» (что превыше всего ценится некоторыми левыми)? Тоже нет.
Однако Че Гевара сделал то, что мало кто в своей жизни повторил - будучи министром в правительстве Кубы, оставил свой высокий пост и отправился сражаться в леса Боливии, где и был расстрелян, как партизан. Вот именно это - оставление уютного и комфортабельного кресла в правительстве ради непроходимых джунглей - делает его человеком легендарным и исключительным. Ставит в памяти народов в один ряд с такими аскетами (и религиозными революционерами своего времени), как, например, царевич Будда (который тоже променял роскошное житьё в царском дворце на суровую жизнь нищего отшельника), или Франциск Ассизский. Недаром же в Боливии Че молятся, как святому...
Возможно, поэтому им так восхищался Варлам Шаламов, человек, прошедший очень нелёгкие испытания, наверное, потяжелее латиноамериканской сельвы (хранительница литературного наследия Шаламова Ирина Сиротинская: «Часами рассказывал он мне о Че Геваре так, что и сейчас я ощущаю сырость сельвы и вижу человека, фанатично продирающегося через неё»). Впрочем, в России тоже было немало таких революционных «святых», которые оставляли безоблачную жизнь аристократов (князь Кропоткин, Чичерин), помещиков (Раковский) или дворян (Перовская, Ленин, Дзержинский...) ради подполья, тюрем, а порой и эшафота. Просто, видимо, в России таких людей было так много, что мы ещё не научились их по-настоящему ценить. А сейчас нам как раз очень нужны такие люди, которые ради дела готовы отказаться от всего. Собственно говоря, только от их наличия и зависит, выживет ли общество (подразумевая не только Россию или Украину, но и весь бывший СССР) или продолжит разваливаться на куски, дробиться, воевать друг с другом и превращаться помаленьку в колонии иностранных государств.
Вначале Эрнесто Гевара хотел работать врачом. Но... «Я видел, как постоянный голод и нищета доводят человека до такого состояния, что даже смерть ребёнка становится для него обыденным фактом. Тогда я начал думать, что есть вещи более важные, нежели стать знаменитым учёным или прославить своё имя в медицине, - нужно оказать самую элементарную помощь этим людям».
Из высказываний Че Гевары:
«Я хочу, чтобы никто никогда здесь не говорил, что такой-то - «хороший человек». Потому что, господа, «хорошие люди» не являются хорошими революционерами. Чтобы быть «хорошим человеком» надо на многое закрывать глаза. «Хорошие люди» - это те, кто не умеет требовать, кто не спорит о сути проблем, те, кто не контролирует, кто не требует выяснения ответственности, те, кому всё равно, выполнить или нет, те, кому не хватает решимости, те, кому всё более-менее безразлично. А революционеры, господа, это те, кто в отличие от «хороших людей», спорят, контролируют, выясняют, добиваются выполнения, чувствуют собственной кожей и воспринимают все нерешенные проблемы как личную боль».
«Революция, которая не углубляется с каждым днём, - это революция, которая отступает. Усталые бойцы начинают терять веру в победу - и тогда буржуазии вполне может удаться одна из тех её многочисленных уловок, какие она не раз демонстрировала. Это могут быть, например, выборы с передачей власти некоему сеньору с куда более медоточивым голосом и ангельским обликом, чем у действующего диктатора. Или же переворот, который совершают реакционеры, возглавляемые, как правило, военщиной, но поддерживаемые - прямо или косвенно - и прогрессивными силами». («Партизанская борьба как метод». 1963 год)
Кстати, очень многие высказывания деятелей марксизма о революции вполне приложимы и... к контрреволюции. Например, эти слова Че можно применить зеркально: «контрреволюция, которая не углубляется с каждым днём, - это контрреволюция, которая отступает». Поэтому-то реакционерам и приходится сплошь и рядом идти на шаги, которые приводят в итоге к их падению...
Многие «левые антиавторитаристы» (ха, ха...) любят изображать Че Гевару как антисталиниста. Это не совсем так или даже совсем не так. Че действительно считал полезным изучать работы Троцкого... и Сталина.
«Я пришёл в коммунизм благодаря дядюшке Сталину и никто не может мне говорить, что я, видите ли, не должен его читать. Я читал его тогда, когда читать его считалось очень дурным делом. Это было другое время. И поскольку я личность неяркая и твердолобая, я продолжаю его читать. Особенно сейчас, в новый период, когда читать его считается ещё более дурным делом. И тогда, и теперь, я читаю и нахожу кучу вещей, которые очень хороши».
«Я хотел стать медиком, но потом убедился, что одной медициной человечество не спасёшь... Голод - вот что делает людей революционерами. Или свой, или чужой».
«После революции работу делают не революционеры. Её делают технократы и бюрократы. А они - контрреволюционеры».
«Если у вас начинается дрожь негодования при каждой несправедливости, то вы мой товарищ».
«Если вы сможете найти пути без каких-либо препятствий, он, вероятно, никуда не ведёт».
«Молчание - это продолжение спора другими средствами».
«Революция - это не яблоко, которое упадёт, когда оно созрело. Ты должен заставить его упасть».
«Печально не иметь друзей, но ещё грустнее не иметь врагов».
«Жестоких лидеров могут заменить только новые лидеры, ещё более жестокие».
«Чтобы добиться многого, вы должны потерять всё».
«Не следует устраивать волокит с судебными разбирательствами. Это революция, доказательства тут вторичны. Мы должны действовать по убеждению. Они все - банда преступников и убийц».
«Если есть сомнения, следует убивать».
«Преступно мыслить, исходя только из индивида - потому что его потребности меркнут и тускнеют перед потребностями человеческого сообщества, состоящего из всех соотечественников этого индивида».
«Если я проиграю, то это не будет значить, что нельзя было победить. Многие потерпели поражение, стараясь достичь вершины Эвереста, и в конце концов Эверест был побеждён».
«Нет никакой уверенности в том, что наша жизнь имеет цель, пока мы не поймём, что, наконец, готовы ради неё идти до конца».
«Что же такое слаборазвитость? Карлик с огромной головой и раздувшимся торсом «недоразвит» в том смысле, что его маленькие ручки и ножки плохо сочетаются с другими характеристиками его анатомии. Это результат прирождённого дефекта развития, который искривил, изуродовал весь организм. В действительности мы и являемся таким уродцем. Мы, кого называют «слаборазвитыми», а на деле колониальные, полуколониальные или зависимые страны. Страны с экономикой, изуродованной имперским воздействием, при котором определённые отрасли промышленности и сельского хозяйства развиваются как дополнение к экономике империи, а не в соответствии с нуждами самих этих стран.
Такое искривлённое развитие (слаборазвитость) влечёт за собой опасную специализацию при производстве или добыче сырья, создавая постоянную угрозу голода. Мы, «недоразвитые», являемся вместе с тем странами монокультур, монопродуктов, монорынков. Производство единственного продукта, не гарантированная продажа которого на единственном рынке, устанавливающем и навязывающим свои условия - такова формула имперского экономического господства, которая дополняется старым и вечно молодым девизом римлян «разделяй и властвуй»! (1961 год)
Коленопреклонённый Че Гевара на месте будущего храма Христа Спасителя. Москва, ноябрь 1960 года, бассейн «Москва». Молится за воссоздание храма? :)
Че Гевара и Юрий Гагарин
Рауль Кастро и Че Гевара