День в истории. Ленин, Стенька Разин и княжна

May 01, 2019 00:07



Картина Анатолия Кашкуревича «Ленин выступает на открытии памятника "Степан Разин с ватагой"» (в действительности Ленин выступал не с трибуны). Пример современного белогвардейского творчества. Даже сейчас это событие не оставляет булкохрустов равнодушными

1 мая 1919 года на Красной площади в Москве, на Лобном месте, где, по легенде, был казнён Степан Разин, В.И. Ленин открыл памятник знаменитому мятежному атаману.
Автором композиции стал Сергей Конёнков, ещё до революции прозванный "русским Роденом". Художник рассказывал, что большие споры в процессе создания произведения вызвал вопрос - надо ли изображать в скульптурной группе пленную персидскую княжну, согласно преданию, брошенную атаманом в Волгу?
«Я пошёл в Совет казачьих депутатов. Председателем там был Макаров - дельный парень, уважаемый среди казаков человек. Объяснил ему, в чём моя просьба: так, мол, и так, нужны мне твои донцы-молодцы, чтобы было с кого снимать обличье Разина и его ближайших друзей.
- А кто его ближайшие-то друзья? - хитровато сощурившись, спросил Макаров.
- Про то тебе и казакам лучше знать... - пошёл я ему навстречу.
- Верно. То память наша - донских казаков. А были в его челне, как про то деды сказывали, рулевой Ефимыч, Митрич Борода, есаул Васька Ус, Петруха Губанов, татарин Ахмет Иванович...



Скульптор С.Т. Конёнков у памятника «Степан Разин с ватагой», 1919 год, Красная площадь

- Товарищ председатель Макаров, а как же ты княжну-царевну не вспомнил? - подал голос бородатый рослый воин. - Тут-то Степан Тимофеевич и показал свой характер. Ради святого товарищества навек расстался с красавицей.
Макаров откомандировал в моё распоряжение полное отделение - десять казаков: и молодых, и почти безусых, и бородатых ветеранов. Между нами шёл долгий упрямый спор. Молодые говорили:
- Зачем Разина - революционного героя - в компании с бабой изображать?



Два варианта головы Стеньки Разина. Слева - хранится в Русском музее Санкт-Петербурга, справа - в Третьяковской галерее

На это им бородатые витязи Октябрьской революции повторяли свой тезис:
- Степан Тимофеевич сказал: «Ничего не пожалею ради дружбы казацкой, ради товарищества», так и поступил, а раздор-то был из-за бабы, этой самой персидской княжны.
Так в композиции «Степан Разин с ватагой» волею красных казаков-ветеранов оказалась персидская княжна».
Конёнков продолжал свой рассказ: «И Степан Тимофеевич, и его ближайшие сподвижники были вырублены из сосновых кряжей, а княжна отлита из цемента... Намечали на некоторое время установить скульптурную композицию на Красной площади для всенародного осмотра, а потом поместить в музей. Разин со своим окружением настолько увлёк меня, что я шаг за шагом уходил от монументальности к психологической многоплановости. В результате вышло то, что должно было выйти, - скульптурная композиция, рассчитанная на круговой обзор в музейном зале. И масштаб, и материал (дерево), и характер моделировки - всё для восприятия в интерьере. Но впервые москвичи увидели «Разина с ватагой» на лобном месте Красной площади в ясный тёплый день 1 мая 1919 года... Важно было напомнить массам о выдающихся народных борцах. Как и ожидали, открытие памятника Степану Разину вылилось в большое событие».




Фигура Разина. Справа - скульптурная группа "Разин с ватагой" в мастерской художника

Митинг по случаю открытия памятника открыл сам Конёнков. Выступали вожди большевиков, донские, терские и оренбургские казаки. А потом появился глава Совнаркома. Конёнков: «Никогда не забыть мне, как шёл Владимир Ильич к лобному месту. Он был без пальто, в своём обычном костюме. Ликующая толпа, словно по мановению волшебной палочки, расступилась перед ним, образуя широкий коридор через всю площадь».



Ленин выступает на митинге по случаю открытия памятника Степану Разину. Эпоха до появления микрофонов - видно, как оратору приходится напрягать голосовые связки

Владимир Ильич, в частности, сказал:
- Это Лобное место напоминает нам, сколько столетий мучились и тяжко страдали трудящиеся массы под игом притеснителей... Этот памятник представляет одного из представителей мятежного крестьянства. На этом месте сложил он голову в борьбе за свободу. Много жертв принесли в борьбе с капиталом русские революционеры. Гибли лучшие люди пролетариата и крестьянства, борцы за свободу, но не за ту свободу, которую предлагает капитал, свободу с банками, с частными фабриками и заводами, со спекуляцией. Долой такую свободу, - нам нужна свобода действительная, возможная тогда, когда членами общества будут только работники. Много труда, много жертв надо будет положить за такую свободу. И мы сделаем всё для этой великой цели, для осуществления социализма. (Бурные аплодисменты.)



Ленин произносит речь на Красной площади на церемонии открытия памятника Степану Разину. Москва, 1 мая 1919 года.

Скульптурная группа простояла на площади недолго, всего 25 дней. Затем «Разина с ватагой» перенесли в музей.



Ленин произносит речь на Красной площади на фоне памятника Степану Разину. Май 1919 года.

Разумеется, среди либерально-белогвардейских кругов почитание разбойника, атамана голытьбы Степана Разина в красной России вызывало многочисленные насмешки и издёвки. Культ Разина либералы противопоставляли пришедшему с Запада учению Маркса. Либеральный журнал «Новый Сатирикон» в 1918 году на карикатуре сопоставлял памятники Разину и Карлу Марксу. Маленький Маркс скромно притулился в тени огромного, самоуверенно подбоченившегося колосса Разина.



Рисунок В. Лебедева. Журнал «Новый Сатирикон». 1918 год. «Национальное заблуждение. В Москве решено поставить много памятников. Между прочим проектируется постановка памятника Карлу Марксу и Стеньке Разину.
Памятник Маркса: - Мы с Разиным, кажется, не похожи друг на друга, но как нас поразительно смешивает добрый русский народ...»

Кстати, карикатура нарисована в типичном для начала ХХ века жанре рисования «уродов», который в 1910-е годы считался модным, передовым и наиболее современным. Потом эта манера рисования оказалась позабыта...
Впрочем, над памятниками Марксу в РСФСР либеральная пресса тоже вдоволь потешилась. Газета «Чёртова перечница» летом 1918 года смеялась: «Поставлен памятник Карлу Марксу в Елабуге. Население приносит жертвы, мажет губы мёдом и поёт около памятника подблюдные песни». А по поводу намерения установить на советские деньги памятник Марксу на его могиле в Лондоне журнал «Новый Сатирикон» ядовито отмечал: «В этом проекте много здравого смысла и истинной любви к покойному. А именно: так как Марксу, по милости большевиков, придется ещё не один раз перевернуться в гробу, то во избежание этого и ставится на могилу русский памятник. Придавят - не перевернёшься». Уже в 1921 году в одном из очерков известного сборника Аркадия Аверченко «Дюжина ножей в спину революции» иностранец со страхом, смешанным с любопытством, спрашивает у русского эмигранта: «Правда ли, что разбойнику Разину поставили на главной площади памятник?».



Рекламные афиши фильма «Степан Разин» (1939)

Сталин в 1931 году также коснулся исторической оценки «атамана голытьбы» в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом.
Людвиг спросил: «Прошу Вас извинить меня, если я Вам задам вопрос, могущий Вам показаться странным. В Вашей биографии имеются моменты, так сказать, “разбойных” выступлений. Интересовались ли Вы личностью Степана Разина? Каково Ваше отношение к нему, как “идейному разбойнику”?»
Под «моментами разбойных выступлений» подразумевались, конечно, «эксы» большевиков. На это Сталин не возразил ни единым словом, а вопрос Людвига вошёл в официальное собрание сочинений Сталина. Что же касается Разина, то Сталин ответил: «Мы, большевики, всегда интересовались такими историческими личностями, как Болотников, Разин, Пугачёв и др. Мы видели в выступлениях этих людей отражение стихийного возмущения угнетённых классов, стихийного восстания крестьянства против феодального гнёта. Для нас всегда представляло интерес изучение истории первых попыток подобных восстаний крестьянства. Но, конечно, какую-нибудь аналогию с большевиками тут нельзя проводить. Отдельные крестьянские восстания даже в том случае, если они не являются такими “разбойными” и неорганизованными, как у Степана Разина, ни к чему серьёзному не могут привести. Крестьянские восстания могут приводить к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочими восстаниями, и если рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Только комбинированное восстание во главе с рабочим классом может привести к цели. Кроме того, говоря о Разине и Пугачёве, никогда не надо забывать, что они были царистами: они выступали против помещиков, но за “хорошего царя”. Ведь таков был их лозунг. Как видите, аналогия с большевиками никак не подходит».

P. S. Почитание революционера Степана Разина в РСФСР имело одно несколько неожиданное последствие. В 1922 году в его честь был назван... пивоваренный завод.




Этот завод существует и поныне. Радоваться ли такой популяризации имени бунтовщика - вопрос, мягко говоря, спорный...


Конечно, Степан Тимофеевич на фоне цифр "1795" особенно шикарно выглядит... :)



Обёртка карамели «Стенька Разин». 1920-е годы

История, Даты, Ленин, символика и геральдика, революционеры, аццкие большевики

Previous post Next post
Up