День в истории. «Старался выявить всю шайку...»

Aug 01, 2018 08:48



Во время судебного процесса. Скамья подсудимых. Июль 1946

1 августа - день повешения во дворе Бутырской тюрьмы бывшего советского генерала Андрея Власова (1901-1946).
Из последнего слова Власова на суде:
- Содеянные мной преступления велики, и ожидаю за них суровую кару. Первое грехопадение - сдача в плен. Но я не только полностью раскаялся, правда, поздно, но на суде и следствии старался как можно яснее выявить всю шайку. Ожидаю жесточайшую кару.

Из допроса Власова на суде:
«Председатель суда Ульрих. Подсудимый Власов, а теперь в общих чертах расскажите суду, в чём вы конкретно признаёте себя виновным?
Власов. Я признаю себя виновным в том, что, находясь в трудных условиях, смалодушничал, сдался в плен немцам, клеветал на советское командование, подписал листовку, содержавшую призыв к свержению Советов, за мир с немцами, договорился с немцами о создании комитета. Моим именем делалось всё, и лишь с 1944 года я, до известной степени, чувствовал себя в той роли, которая мне приписана, и с этого времени и успел сформировать всё охвостье, всех подонков, свёл их в комитет, редактировал гнуснейший документ, формировал армию для борьбы с Советским государством, я сражался с Красной Армией. Безусловно, я вёл самую активную борьбу с Советской властью и несу за это полную ответственность. Мне было в последнее время ясно, что Германия погибла, но я не решался идти к Советам. Правда, я не имел связи с Англией и Америкой, но я надеялся на поддержку с их стороны в части создания мне условий для продолжения антисоветской деятельности».





Во время оглашения приговора. Июль 1946

Могут сказать, что подсудимые признавали свою вину, мол, неискренне, под давлением. Однако некоторые из них признавали себя виновными лишь частично. Один отрицал, что немцы дали ему звание полковника, другой - что состоял в комитете (КОНР), третий доказывал, что сам добровольно сдался советским властям, четвёртый утверждал, что пошёл в организацию Власова «с целью её разложения изнутри», и так далее. А отрицать свою вину полностью? Это было бы несколько странно, так как вина их, с точки зрения советских законов, была более чем очевидна.



Генерал Власов с офицерами своего штаба. 1944 год

Мне удалось найти только одну несомненную советскую карикатуру на Власова. Она была нарисована в 1974 году художником Борисом Ефимовым по поводу высылки на Запад «литературного власовца» Александра Солженицына.



Портретное сходство с оригиналом Борисом Ефимовичем тщательно соблюдено. Вероятно, он пользовался портретами Власова.



Занятно, что во время поисков мне попался в журнале «Крокодил» за январь 1942 года рисунок, который, возможно, тоже является изображением Власова. Но вполне ещё дружеским, ведь он нарисован до измены генерала.



В центре на нижней картинке среди советских генералов, обсуждающих планы разгрома немцев под Москвой - не Власов ли? По крайней мере, среди генералов, руководивших битвой под Москвой, больше никого похожего мне найти не удалось. Вот их портреты из советской печати тех дней:



Очки, количество звёзд на петлицах - всё совпадает.
Такие дела. А, в общем:





Генерал А.А. Власов со штабом. 1 августа 1946 года

История, СССР, Даты, Россия

Previous post Next post
Up