День в истории. «Нельзя безнаказанно царствовать»

Aug 28, 2017 15:32



Луи Антуан де Сен-Жюст. Портреты, запечатлевшие его в разные годы жизни

25 августа 1767 года - день рождения Луи Антуана де Сен-Жюста (1767-1794), одного из наиболее выдающихся французских революционеров и лидеров якобинской диктатуры. Этого молодого человека, прекрасного внешне, как ангел, недруги называли «ангелом смерти» Французской революции.
Стал знаменит после речи во время суда над королём, которую закончил словами: «Спешите покончить с процессом короля, ибо нет ни одного гражданина, который не имел бы над королём тех же прав, какие Брут имел над Цезарем». Самый, может быть, знаменитый приказ Сен-Жюста выглядел так: «Муниципалитету Страсбурга. Десять тысяч человек в армии ходят босыми. Вам необходимо в течение дня реквизировать обувь у всех аристократов Страсбурга, и завтра в 10 часов утра десять тысяч пар сапог должны быть отправлены на главную квартиру». Робеспьер был в восторге от этого декрета и заметил в Конвенте: «Вы видите, как раздели богатых, чтобы одеть бедных?».



Некоторые крылатые фразы из речей Сен-Жюста:

«Нельзя безнаказанно царствовать». (Вариант перевода: «Нельзя царствовать и быть невиновным»).
«Каждый король - мятежник и узурпатор. Разве сами короли относятся иначе к тем, кто стремится узурпировать их власть?»
«Короли заслуживают смерти уже в минуту своего появления на свет».
«Нет свободы для врагов свободы».
«Наполовину революцию не делают». (Вариант перевода: «Те, кто делают революцию наполовину, только роют себе могилу»).
«Побеждают лишь те, кто сражается».
«Обстоятельства непреодолимы только для тех, кто отступает перед могилой».
«Не должно быть ни богатых, ни бедных».
«Революционеры не отдыхают, если только не в могиле».
«Вы должны наказывать не только предателей, но и равнодушных».
«Судно Революции не может прийти в порт, не окрасив воды в цвет крови». (Вариант перевода: «Корабль Революции может прибыть в порт только по румяному от потоков крови морю»).
«В каждой революции нужен диктатор, чтобы спасти государство силой, или цензоры, чтобы спасти его добродетелью».
«Я не принадлежу ни к какой фракции, я буду сражаться со всеми».
(Накануне крушения якобинцев). «Смелый порыв революционного правительства, установившего диктатуру справедливости, иссяк. Революция оледенела; все её принципы ослабли; остались лишь красные колпаки на головах интриги. Применение террора притупило преступление, подобно тому, как крепкие напитки притупляют вкус».



Жан-Батист Мозес. Битва при Флерюсе. (1837). Во время этой битвы в июне 1794 года Сен-Жюст лично вёл войска в бой (изображён в центре картины, слева от будущего маршала Журдана). После этого сражения нога иноземного солдата 20 лет не ступала на землю Франции. Битва примечательна также тем, что в ней впервые в мире был использован разведывательный воздушный шар (в верхнем правом углу картины)



Фрагмент картины «Битва при Флерюсе»

Луи Антуан Сен-Жюст сложил голову на гильотине 10 термидора вместе со своим другом и соратником Максимилианом Робеспьером. От врагов, уже после смерти, Сен-Жюст получил массу бранных прозвищ, которыми мог бы гордиться: «Архангел смерти» (Мишле); «живой меч» (Ипполит Тэн); «Тигр, жаждущий крови», «щегольское чудовище», «отвратительный и театральный молодой человек» (Сен-Бев); «воплощение республики Дракона» (Ламартин); «надгробный фонарь» (Баррас).



Бюст Сен-Жюста работы Давида д’Анже (1788-1856)

«Сетуют на революционные меры! Но мы - умеренные люди в сравнении со всеми другими правительствами. В 1787 году Людовик XVI велел перебить 8 тысяч человек, независимо от возраста и пола, на улице Меле и на Новом мосту. Двор повторил это на Марсовом поле. Двор вешал людей в тюрьмах; утопленники, которых вылавливали из Сены, были его жертвами. Было 400 тысяч заключенных; в год вешали по 15 тысяч контрабандистов, колесовали по 3 тысячи человек; в Париже тогда было больше заключенных, чем ныне. Во времена голода против народа посылали полки солдат. Прогуляйтесь по Европе: в Европе 4 миллиона заключенных, чьих криков вы не слышите… Ваш Революционный трибунал за год приговорил к смерти 300 преступников. А испанская инквизиция, разве она не погубила больше? … А разве суды Англии за эти годы никого не осудили на казнь? А Бендер, который велел сжигать бельгийских детей! А узилища Германии, где погребен целый народ? О них вам не говорят! Может, вам говорят о милосердии королей Европы? Нет».



Жан-Жозеф Веертс. Десятого термидора

История, Даты, Франция, революционеры

Previous post Next post
Up