Из новостей: в одном из графств штата Виргиния (США) родители школьников вместе со школьной администрацией запретили за "расистский язык" книги "Приключения Гекльберри Финна" (Марк Твен) и "Убить пересмешника" (Харпер Ли).
Ну что же, я прекрасно понимаю, почему они запрещают Твена. Вовсе не потому, что у него герои называют чернокожих неграми (как, интересно, они могли их ещё называть в рабовладельческой Америке?). А вот, например, за такие строки из того же "Финна" (из которого, между прочим, родилась вся современная американская проза):
"Я достал клочок бумаги, карандаш и сел писать в радостном волнении. Вот что я написал: "Мисс Уотсон, ваш сбежавший негр Джим здесь, в двух милях от Пайксвилла, у мистера Фелпса; он его выдаст, если вы пришлёте обещанное вознаграждение".
Мне стало так отрадно на душе, я почувствовал себя чистым и свободным от греха, как никогда еще в жизни, - теперь-то уж я в состоянии молиться! Однако я не принялся за это тотчас же, а отложил бумажку в сторону и опять задумался. Как хорошо, что все так обошлось! А ведь я чуть-чуть было не погиб и не попал в ад! Долго я размышлял, вспоминая наше путешествие по реке: всё время мы были с Джимом вместе, я видел его перед собой целые дни и ночи, иной раз при лунном свете и в бурю, - мы все плыли, беседовали, пели и смеялись. Но сколько я ни думал, я ни в чём не мог помянуть его лихом, - наоборот!
Я вспоминал, как много раз он стоял за меня на вахте, вместо того чтобы будить меня; а как он был рад, когда я спасся во время тумана, или когда я вернулся к нему в болото, после избиения Грэнджерфордов, и мало ли ещё какие бывали случаи!.. Он постоянно звал меня душенькой, ласкал, баловал и делал для меня всё, что только мог придумать хорошего; наконец, вспомнилось мне и то время, когда я спас его, сказав, что у нас оспа на плоту. И как же он был благодарен! Говорил мне, что я лучший друг старого Джима, единственный друг его в целом мире... Тут я случайно оглянулся и увидел свою записку...
Я взял её и подержал в руке, дрожа от волнения: ведь тут решалась моя судьба навеки, я это знал!.. С минуту я размышлял, затаив дыхание, наконец махнул рукой:
- Так нет же! Не могу... Пусть уж лучше попаду в ад! - и разорвал бумагу на мелкие клочки."
Вот этого стерпеть и простить Твену и его герою никак нельзя - что они отвергают главную ценность американского общества: конформизм, который включает и спокойное доносительство, и бездумное следование жизненным установкам большинства. Не суть важно, что вчера эти установки были расистскими, а сегодня "политкорректные" - дело не в их содержании, а в слепом их принятии. И если бы Гек решил: к чёрту дружбу, накатаю-ка я донос на Джима, потому что главное - не попасть в ад, вот тогда он действовал бы как настоящий герой, образец для подражания.
Источник:
https://www.theguardian.com/books/2016/dec/05/to-kill-a-mockingbird-removed-virginia-schools-racist-language-harper-lee