Запретят ли дарвинизм, как коммунизм?

Nov 25, 2016 15:53



Отметила свой очередной юбилей книга "Происхождение видов" Чарлза Дарвина, вышедшая в ноябре 1859 года. Зелёные томики её первого издания раскупили в книжных лавках в первый же день, что для научной книги в те времена было редчайшим случаем. И мало какой научный труд вызывал в XIX веке такую ненависть: так, философ и историк Томас Карлейль обозвал её "евангелием грязи, учащим, что человек произошёл от лягушек через обезьян". Что для нас сейчас актуально в этой дате? А вот что: многие забывают, что именно революция 1917 года вместо "закона божьего" сделала изучение Дарвина разрешённым и даже обязательным в каждой школе. Иначе говоря, дарвинизм победил в России одновременно и рука об руку с большевизмом. И в этом, кстати, Россия опередила многие т. н. "передовые" страны, где теория эволюции по-прежнему оставалась под запретом. (Например, в США в 1925-1926 году прошёл знаменитый "Обезьяний процесс" над школьным учителем Скоупсом, который посмел преподавать запрещённую дарвиновскую теорию; суд признал учителя виновным).
Поэтому неудивительно, что теперь, когда бывший Советский Союз переживает тяжкую болезнь, именуемую "декоммунизацией", отдельные идиоты хотят отменить и это завоевание ненавистного им Великого Октября. Для начала, тихой сапой, ввести в школьный курс изучение т.н. "научного креационизма", то есть теории божественного творения. В качестве "альтернативного взгляда" на эволюцию (вернее, на её отсутствие). А потом, естественно, выкинуть из школьной программы "кощунника" и "богохульника", да, пожалуй, и "экстремиста" Дарвина.

Даже интересно: докатятся части бывшего Советского Союза со своими "евромайданами" и "десоветизациями" до этого предела позора и падения в помойную яму мракобесия или всё-таки нет? Поживём-увидим... А затем на очереди, вероятно, будет преподавание в школах "альтернативной" географической теории о плоской Земле стоящей на трёх китах и черепахе.
А пока что хотелось бы напомнить, как обстояло дело с отношением к Дарвину в "России, Которую Мы Потеряли". В 1872 году тогдашний главный цензор России Михаил Логвинов, как говорили, вознамерился запретить книжку Дарвина. Любопытно, что до назначения на пост цензора всероссийского он прославился порнографическими стихами и поэмами (такими, как "Бордельный мальчик" и др.). И вот такого человека поставили на пост высшего блюстителя официальной морали и нравственности!
Но когда Лонгвинов замахнулся на Дарвина, крайне язвительное поэтическое послание ему сочинил писатель граф Алексей Константинович Толстой. Вовсе не революционер (и это видно по стихам, где он едко высмеивает "нигилиста"), а скорее, умеренный консервативный либерал. Но при этом - твёрдый сторонник науки, просвещения и прогресса а совсем не то никчёмное реакционное барахло, которое хрустит булками сегодня. Вот это «Послание к M. H. Лонгинову о дарвинисме». На первый взгляд, удивителен насмешливый, почти нецензурный тон, который взял писатель в обращении к главному цензору страны. Но если вспомнить, что этот блюститель и оплот нравственности был ещё и автором срамных стихов, то всё становится на свои места.

«Послание к М. Н. Лонгинову о дарвинисме»

Я враг всех так называемых вопросов.
(Один из членов Государственного совета)

Ecли у тебя есть фонтан, заткни его.
(Козьма Прутков)

Правда ль это, что я слышу?
Молвят овамо и семо:
Огорчает очень Мишу
Будто Дарвина система?

Полно, Миша! Ты не сетуй!
Без хвоста твоя ведь жопа,
Так тебе обиды нету
В том, что было до потопа.

Всход наук не в нашей власти,
Мы их зёрна только сеем;
И Коперник ведь отчасти
Разошёлся с Моисеем.

Ты ж, еврейское преданье
С видом нянюшки лелея,
Ты б уж должен в заседанье
Запретить и Галилея.

Если ж ты допустишь здраво,
Что вольны в науке мненья -
Твой контроль с какого права?
Был ли ты при сотворенье?

Отчего б не понемногу
Введены во бытиё мы?
Иль не хочешь ли уж Богу
Ты предписывать приёмы?

Способ, как творил Создатель,
Что считал Он боле кстати -
Знать не может председатель
Комитета о печати.

Ограничивать так смело
Всесторонность Божьей власти -
Ведь такое, Миша, дело
Пахнет ересью отчасти!

Ведь подобные примеры
Подавать - неосторожно,
И тебя за скудость веры
В Соловки сослать бы можно!

Да и в прошлом нет причины
Нам искать большого ранга,
И, по мне, шматина глины
Не знатней орангутанга.

Но на миг положим даже:
Дарвин глупость порет просто -
Ведь твоё гоненье гаже
Всяких глупостей раз во сто!

Нигилистов, что ли, знамя
Видишь ты в его системе?
Но святая сила с нами!
Что меж Дарвином и теми?

От скотов нас Дарвин хочет
До людской возвесть средины -
Нигилисты же хлопочут,
Чтоб мы сделались скотины.

В них не знамя, а прямое
Подтвержденье дарвинисма,
И сквозят в их диком строе
Все симптомы атависма:

Грязны, неучи, бесстыдны,
Самомнительны и едки,
Эти люди очевидно
Норовят в свои же предки.

А что в Дарвина идеи
Оба пола разубраны -
Это бармы архирея
Вздели те же обезьяны.

Чем же Дарвин тут виновен?
Верь мне: гнев в себе утиша,
Из-за взбалмошных поповен
Не гони его ты, Миша!

И ещё тебе одно я
Здесь прибавлю, многочтимый:
Не китайскою стеною
От людей отделены мы;

С Ломоносовым наука
Положив у нас зачаток,
Проникает к нам без стука
Мимо всех твоих рогаток,

Льёт на мир потоки света
И, следя, как в тьме лазурной
Ходят Божии планеты
Без инструкции ценсурной,

Кажет нам, как та же сила,
Всё в иную плоть одета,
В область разума вступила,
Не спросясь у Комитета.

Брось же, Миша, устрашенья,
У науки нрав не робкий,
Не заткнёшь её теченья
Ты своей дрянною пробкой!"

И можно себе представить, главцензор устыдился и смутился, получив стихи Толстого! И стал оправдываться, что слухи о его намерении запретить книгу Дарвина, мол, не соответствуют действительности. Можете представить себе в таком положении кого-нибудь из современных цензоров, к примеру, незабвенного Геннадия Онищенко? Вот как реагировал на это Толстой: "Он отрекается от преследования Дарвина. Тем лучше, но и прочего довольно".
Докатятся ли нынешние булкохрусты и мракобесы, которые на Украине, например, уже возбуждают уголовные дела за "коммунистическую пропаганду", а в России, как известно, - за ловлю покемонов в храме, преследовать и за Дарвина - пока предсказать трудно. Впрочем, если даже у них хватит ума от этой одной лишней глупости воздержаться, то "и прочего довольно". А в целом, как и прежде:
У науки нрав не робкий,
Не заткнёшь её теченья
Ты своей дрянною пробкой!



Американская карикатура 1925 года на обвинение в "Обезьяньем процессе". Таким устроители процесса хотели бы видеть учебные заведения в Теннеси: перед классом - карта плоской Земли, пейзаж ада с чертями, а учитель преподаёт, связанный по рукам и ногам и с заткнутым ртом

История, Даты, борьба с наукой и техникой, биологическое, клерикализм, Реставрация

Previous post Next post
Up