Устинов. «Сталинский нарком», который мог стать Генсеком

Dec 23, 2024 05:01



Дмитрий Устинов (1908-1984)

40 лет назад, 20 декабря 1984 года, не стало Дмитрия Фёдоровича Устинова (1908-1984), министра обороны СССР.
Некоторые факты из его жизни.

1. Дмитрий Фёдорович принадлежал к поколению молодых сталинских наркомов начала 1940-х. Наркомом вооружений СССР он стал 9 июня 1941 года, за пару недель до начала Великой Отечественной войны.
Молодой 33-летний нарком любил гонять на мотоцикле... И угодил в аварию, сломал ногу. За что на заседании получил разнос от самого Сталина: «Идёт тяжелейшая война, каждый человек на счёту, а некоторые наркомы по собственной глупости ломают ноги. Товарищ Устинов, разве вам не выделили машину? Я распоряжусь на этот счёт».



Дмитрий Устинов. Многие настолько привыкли видеть изображения Дмитрия Фёдоровича в мундире маршала, что забывают, что он был как раз «гражданским министром обороны»

2. До конца жизни Устинов продолжал гордиться полученной в те годы «сталинской закалкой». И взгляды его были соответствующие. Они хорошо раскрываются в эпизоде с восстановлением в партии лидера антихрущёвской оппозиции 1957 года Вячеслава Молотова, которое произошло в 1984 году, при К.У. Черненко. На заседании Политбюро при обсуждении этого вопроса Устинов, в частности, сказал: «В оценке деятельности Хрущёва я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным. Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущёв им дал в руки такие аргументы, такой материал, который нас опорочил на долгие годы... Сталин, что бы там ни говорилось, это наша история. Ни один враг не принёс столько бед, сколько принёс нам Хрущёв своей политикой в отношении прошлого нашей партии и государства, а также и в отношении Сталина... В связи с 40-летием Победы над фашизмом я бы предложил обсудить и ещё один вопрос, не переименовать ли снова Волгоград в Сталинград? Это хорошо бы восприняли миллионы людей. Но это, как говорится, информация для размышления».



Дмитрий Устинов и Леонид Брежнев на трибуне Мавзолея. Начало 1980-х

3. В эпоху Брежнева Устинов был одним из самых влиятельных членов Политбюро.
Андрей Александров-Агентов вспоминал:
«Пожалуй, самым близким из окружения Леонида Ильича Брежнева по руководству партией и страной был Дмитрий Фёдорович Устинов. Брежнева и Устинова объединяло многое. Это были люди практически одного возраста - Устинов был на два года моложе Брежнева. Между ними было большое сходство и в плане, я бы сказал, культурного уровня и профессиональной направленности. Устинов, как и Брежнев, был довольно далёк от всякого рода культурных проблем. Между ними было большое сходство характеров, чисто человеческих качеств. Устинов, как и Брежнев, был человеком общительным. Оптимистом по натуре. Им легко было понимать друг друга, они во многом одинаково смотрели на окружающий мир. В то же время не было и не могло быть никакой проблемы политического соперничества между Брежневым и Устиновым. Дмитрий Фёдорович был специалистом своего конкретного дела и на какую-то более широкую позицию в смысле политического влияния не претендовал. Ему было достаточно того влияния, которым он пользовался, как человек знающий своё огромное, ответственное дело. Брежнев не просто доверял Устинову, как товарищу по работе, но и любил его как близкого друга».



4. У маршала Устинова в Политбюро была репутация «ястреба».
Характерный анекдот брежневских лет:
«Маршал Устинов - Брежневу:
- Мы в Министерстве обороны решили приступить к сокращению штатов.
- Прекрасно. И с чего же вы решили начать?
- Я думаю начать со штата Невада».

5. Как свидетельствует Валерий Болдин, Устинов мог стать Генсеком после смерти Юрия Андропова. Михаил Горбачёв предложил Устинову: «Давайте, Дмитрий Фёдорович, беритесь за дело, поддержим вас в должности Генсека». Однако Устинов отказался: «Я уже в возрасте и болезней много. Пусть Черненко тянет».

6. Коллеги отмечали необычную для такого возраста работоспособность маршала. Он вёл здоровый образ жизни, застолья не любил, трудился при этом допоздна.
В сентябре 1984 года проходили совместные военные учения стран Варшавского Договора «Щит-84» на территории Чехословакии. Генерал-лейтенант Иван Устинов вспоминал: «На последнем учении, после которого его на самолёте отправили больным, мы сидели в его резиденции с 9 до 3 утра. Он всем интересовался - и делами, и в персональном плане… В конце концов я ему напомнил: «Дмитрий Фёдорович, пора и отдохнуть, ведь по плану в 9 часов утра начало учения». - «Иван Лаврентьевич, не беспокойтесь, я сталинской закалки». На тех же манёврах заболел и вскоре скончался министр обороны Чехословакии Мартин Дзур (умер 15 января 1985 года).
Во время последней болезни Дмитрий Фёдорович бодрился: «Воспалились легкие, но эту болезнь я преодолею... Долго здесь лежать не собираюсь. Через несколько деньков оклемаюсь и на службу. Работы невпроворот».
Кстати, помню, как я, тогда школьник, слушал официальное сообщение о смерти Д.Ф. Устинова по телевидению. Меня поразил его диагноз: пневмония!
- От пневмонии? - удивлённо повторил я.
- Ты не путай пневмонию, которая может быть у тебя, и воспаление лёгких, которое в таком возрасте возникает, - сказал мне на это отец. - Это совсем другое дело!

7. Итак, 20 декабря 1984 года Дмитрия Устинова не стало. Это был огромный удар по «сталинскому» крылу в руководстве (которое выступало за «восстановление доброго имени Сталина» к 40-летию Победы). «Я не ожидал такого от Дмитрия Фёдоровича», - расстроенно сказал Генсек Константин Черненко, получив известие о смерти маршала. Ему самому, впрочем, оставались считанные недели...
Но изменилось бы что-то, проживи Устинов дольше, если учесть, что это самое «сталинское» крыло упорно поддерживало в продвижении на пост Генсека... Михаила Горбачёва?.. Дело в том, что Горбачёв в 1984-1985 годах, накануне своего избрания Генсеком, сам усердно изображал себя и «сталинцем», и «молотовцем»... В этом секрет его поддержки со стороны Устинова, как и другого деятеля сталинских времён - Андрея Громыко, который и выдвигал Горбачёва на пост Генсека.
Наверное, этот вопрос приходится оставить открытым...



На переднем плане: К.У. Черненко, Д.Ф. Устинов, сзади Н.А. Тихонов, аплодирует М.С. Горбачёв

История, Даты, Брежнев, Горбачёв, Реставрация

Previous post Next post
Up