13 декабря - день рождения известного художника-передвижника Николая Ярошенко (1846-1898). Который сочувствовал революционному движению, что отразилось в его картинах. И его вполне можно назвать «любимым художником Ильича». Всё это становится особенно удивительным и парадоксальным, если упомянуть ещё основную профессию Ярошенко. Потому что художник был... кадровым офицером, генерал-майором русской армии! :)
Николай Ярошенко. Всюду жизнь. 1888. Первоначальное название картины - «Голуби»
В 1917 году, накануне Октября, Ленин скрывался от ареста на квартире Маргариты Фофановой. Она позднее вспоминала: «У меня на письменном столе лежала открытка с репродукцией картины художника Ярошенко «Всюду жизнь». Владимир Ильич увидел открытку и говорит:
- Вот замечательный художник!
А кто такой Ярошенко, я по-настоящему не знала. Он мне рассказал его биографию.
- Подумайте, это кадровый военный человек, и представьте себе, какой он прекрасный психолог действительной жизни, какие у него чудесные вещи!
Николай Жуков (1908-1973). «Вот замечательный художник!» (В.И. Ленин, рассматривающий картину Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь!»). Из альбома «Лениниана» Н.Н. Жукова». 1965
Я вытаскиваю из своего письменного стола ещё одну открытку с репродукцией картины Ярошенко «Заключённый». Владимир Ильич говорит:
- Прекрасно! Когда будем хозяйничать, чтобы не забыть. Такому человеку надо отдать дань».
Заключённый. 1878. Фрагмент
В пересыльной тюрьме. Около 1876
Арестованного ведут. 1891
В произведениях Ярошенко можно заметить несколько ведущих тем. Одна из них - страдания, которые переживает народ и которые составляют едва ли не самую суть народной жизни.
На выставке передвижников в 1875 году художник дебютировал с полотном «Невский проспект ночью». Он изобразил безлюдный проспект в дождливую ночь с фигурами двух женщин, которых нужда выгнала на заработки на панель. Увы, от холста остались только чёрно-белые фотографии, он бесследно пропал в годы Великой Отечественной войны.
Тут, кажется, всё ясно: родители несут на кладбище маленький гробик:
Первенец
А вот другое полотно Ярошенко о народе - «Кочегар», первое или одно из первых изображений рабочего в русской живописи.
Кочегар. 1878
Современники были поражены этим холстом, писатель Всеволод Гаршин, близко знавший Ярошенко, под его впечатлением написал рассказ «Художники». Историк искусства Адриан Прахов так описывал свои впечатления: «У меня не было долгов, а тут мне кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. Ба, да это «Кочегар» - вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу: всем своим общественным преимуществом ты пользуешься в долг».
Сергей Викторов (1916-1977). Художник Н.А. Ярошенко работает над картиной «Кочегар». 1963
Но кроме того, Ярошенко очень точно и тонко показал рождение нового в старом мире, по сути - начало рождения нового мира. Классическая тема, спор отцов и детей:
Спор старого и молодого. 1881. Фрагмент
Как контрастирует сосредоточенное внимание к словам говорящего молодой девушки, и холодное равнодушие старушки на заднем плане, раскладывающей свой пасьянс.
В 1880 году Ярошенко написал картину «Курсистка» на модную тогда тему: в России женщины, наконец, завоевали право получать высшее образование. 20 сентября (2 октября) 1878 года в Петербурге состоялось торжественное открытие Высших женских курсов, прозванных «Бестужевскими». При открытии курсов на них поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. На холсте мы видим просто весёлую, жизнерадостную девушку.
Николай Ярошенко. Курсистка. 1880
Но проследим за её дальнейшими превращениями. Спустя три года художник вернулся к этой теме, и снова написал «Курсистку». Но как же она изменилась. Хотя, на наш, современный взгляд, и в этой картине нет ничего из ряда вон выходящего. Просто чуть более по-современному выглядящая девушка, она коротко остригла длинную русскую девичью косу своей предшественницы, курсистки-1880. В её облике появилась целеустремлённость, собранность, серьёзность. Это уже не просто весёлая девушка-хохотушка. Но по-прежнему в старомодной длинной юбке, какие в наше время не носят. А в общем, девушка как девушка, не так ли? Но не так, совсем не так смотрели на неё современники!
Николай Ярошенко. Курсистка. 1883
О том, какую бурю эмоций у современников-ретроградов вызывала эта вроде бы безобидная, на наш взгляд, картина, можно судить по отзыву профессора права Петра Цитовича: «Полюбуйтесь же на неё: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперёд, в мутных глазах всё: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня - что это такое? По наружному виду - какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: её мать так метила своих Гапок и Палашек „за грех“… Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Её некому пожалеть, об ней некому помолиться - все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрёт от родов или тифа, не будет скандала на похоронах».
Откуда такая ненависть? Думаю, это хорошо раскрывают слова народника Петра Лаврова (1823-1900), который написал царю Александру II: «Ваше величество, если Вы встретите на улице молодого человека с умным и открытым лицом, знайте - это Ваш враг». Такая констатация всегда или почти всегда - исторический приговор.
Вот, кстати, в дополнение к курсистке-1883 ещё и студент - с точно таким же «умным и открытым лицом». Вдобавок из-под одежды у него выглядывает рукав полинявшей, но несомненно красной «народнической рубашки».
Николай Ярошенко. Студент. 1881
Но и на студенте-1881 и курсистке-1883 метаморфозы не остановились. В 1881 году художник написал не дошедшую до нашего времени картину «У Литовского замка», сюжет которой был связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова.
Сохранился лишь сделанный позднее этюд:
Террористка. Этюд. 1881
Сравним этот портрет с фотографией Веры Засулич:
Вера Засулич и генерал Фёдор Трепов (старший)
Не с этой ли фотографии Засулич и писал художник? Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II 1 марта 1881 года. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему домой самолично пожаловал «на беседу» министр внутренних дел империи граф Лорис-Меликов собственной персоной! Вот как серьёзно власти восприняли живопись Ярошенко. Картину так и не возвратили художнику. Но по сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку».
Этюд к картине «У Литовского замка»
Что же за метаморфоза произошла с нашей мирной курсисткой с двух первых картин? Видимо, та же, что и с героиней известного стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Порог»:
«...- Ты готова на жертву?
- Да.
- На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!
- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
- Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову…
- И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
- Знаешь ли ты, - заговорил он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И всё-таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог - и тяжёлая завеса упала за нею.
- Дура! - проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! - принеслось откуда-то в ответ».
В общем, это превращение по Чернышевскому: курсистка-1880, 1883 и студент-1881 - это «новые люди», а затем мы видим уже не просто «нового», а «особенного» человека, вроде героя «Что делать?» Рахметова... Кстати, менее известно, что Ярошенко был дядей революционера Бориса Савинкова...
Вот ещё один революционер под кистью Ярошенко:
Гарибальдиец
М.М. Панов. Фотография «Группа художников Товарищества передвижных художественных выставок». 1885-1886. На фотографии запечатлены: Н.Е. Маковский, А.К. Беггров, С.Н. Аммосов, П.А. Ивачев, А.Д. Литовченко, И.И. Шишкин, Н.В. Неврев, Е.Е. Волков, К.В. Лемох, А.А. Киселёв, Н.А. Ярошенко (в военной форме), И.М. Прянишников, И.Е. Репин, В.Е. Маковский, К.А. Савицкий, И.А. Крамской, Г.Г. Мясоедов, П.А. Брюллов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов
Николай Ярошенко. Автопортрет. 1895
Картина «Всюду жизнь» стала не только самым знаменитым произведением Ярошенко, и была размножена в бесчисленном количестве почтовых открыток и репродукций, но и сделалась для своего времени настоящим, как сказали бы теперь, мемом.
«Мемичность» картины может проиллюстрировать вот этот рисунок по её мотивам из сатирического журнала «Вампир» 1905 года. Рисунок комментирует арест Максима Горького.
А это уже 1917 год, арест царской семьи. Вначале в газетах писали, что её через Мурманск отправят в Англию, к её родственникам в британской королевской семье. Только кормит наследник через решётку вагона не голубей, а двуглавого орла...
Виктор Дени (1893-1946). «Всюду жизнь». По картине Ярошенко. 1917
А Владимир Ильич, между прочим, своё намерение в отношении Ярошенко выполнил: уже в грозовом 1918 году позаботился об открытии музея-усадьбы художника в Кисловодске. Вот только уже в январе 1919 года казаки «волчьей сотни» Шкуро разграбили музей. Восстановить и открыть его снова удалось только много лет спустя... Такой заключительный парадокс: красные революционеры открыли, а белые казаки разгромили музей генерал-майора царской службы...