1991, 8 декабря. Беловежье
8 декабря 1991 года в Беловежье руководители трёх «славянских республик» СССР (России, Украины и Белоруссии) Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич подписали соглашения, согласно которым «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращал своё существование».
Собственно говоря, вся реальность, в которой мы сейчас живём, войны на постсоветском пространстве, в которых погибли сотни тысяч людей и, скорее всего, миллионам ещё предстоит погибнуть, вытекали из соглашений, подписанных в тот день.
И у многих возникает вопрос: что же было в головах у людей, которые своими росчерками обрекали на смерть сотни тысяч своих соотечественников, а ещё миллионы - на существование калек? Наверное, что-то масштабное, значительное, не суть важно, плохое или хорошее, но величественное?..
Но по их собственным интервью мы знаем, что у них было в головах в этот день.
Станислав Шушкевич: «День 8 декабря [1991 года] глубоко врезался мне в память. С утра Фокин с Кравчуком ушли на охоту. Ельцин от охоты отказался. [Глава правительства Украинской ССР Витольд] Фокин завалил кабана, которым мы потом вечером закусывали».
Витольд Фокин: «Я отлично, в деталях эту охоту помню. Мне карабин с оптикой дали (признаюсь, что хотя охотник я бывалый, с оптикой не стрелял никогда - у меня хорошее зрение было). Мы к месту подъехали, где кабанов кормят...
- А исключительно на кабанов охотились?
- Только. Я машину остановил, сказал: «Тут оставайтесь», - а сам, утопая в снегу по грудь, к месту, где стадо собирается, подходить стал. Там кукуруза была разбросана и площадку лампочка освещала, и когда в темноте - очень неясно, расплывчато - кабанов увидел, в крупного стрелять не стал, хотя мог. Небольшого кабанчика выбрал, выстрелил и себя травмировал - слишком близко к оптике приложился...
- Навыка не было...
- Окуляром мне бровь рассекло, причём глубоко. Убитого кабанчика мы тут же разделали, и с удовольствием дичью поужинали...»
1991, 8 декабря, Беловежье
Ещё одна характерная деталь, тоже из интервью Фокина. «После того, как документ был готов и мы его подписать могли, не помню уже, кто вопрос задал: «Может, [президента СССР Михаила] Горбачёва надо в известность поставить?». Не буду ни на кого пальцем показывать, но кто-то ответил: «Нет, ни в коем случае - он жёсткие меры примет, а вот с [президентом США Джорджем] Бушем посоветоваться нужно», и все к выводу пришли: Бушу Ельцин позвонить должен, - что он и сделал. Я при том разговоре присутствовал - он не очень внятный был, немножко расплывчатый, и ничего конкретного Буш не ответил, да и ответить не мог...»
Начальство поменялось: оно теперь располагалось не в Кремле, а в Белом доме.
Вот это, вкратце, и есть суть того, что произошло в Беловежье...
Вечер 21 декабря 1991 года. СССР уже приговорён в Беловежье, но над Кремлём ещё развевается красный советский флаг