Генрих Ягода (1891-1938)
19 (7) ноября - день рождения Генриха Ягоды (1891-1938), первого в истории обладателя высокого звания (равного маршальскому) Генерального комиссара государственной безопасности СССР. Некоторые факты о нём.
1. В 1928 году Ягода сочувствовал «правому уклону» в ВКП(б), то есть бухаринцам. Об этом прямо заявил сам Бухарин: «Оргбюро ЦК ВКП(б) наше. Руководители ОГПУ Ягода и Трилиссер - тоже». Это стало известно уже тогда, но, казалось, не поколебало его позиций, а вот 8 лет спустя ударило по нему рикошетом.
2. Как глава чекистов, Ягода выступал за смягчение карательной политики. Анна Ахматова позднее назвала времена, когда Ягода возглавлял НКВД, «вегетарианскими». По свидетельству чекиста Георгия Молчанова: «В 1934 году Ягода неоднократно указывал мне на необходимость проведения более либерального курса в нашей карательной политике. Мне, например, запомнился разговор, который мы вели летом 1934 году на водной станции «Динамо». В этом разговоре Ягода прямо мне сказал, что пора, пожалуй, прекратить расстреливать людей». Но история распорядилась иначе...
Бюст Генриха Ягоды. 1936
3. А дальше события развивались, почти как в детективных романах. 22 августа 1936 года покончил с собой Михаил Томский, один из лидеров бывшей правой оппозиции. В предсмертном письме, адресованном Сталину, он писал: «Если ты хочешь знать, кто те люди, которые толкали меня на путь правой оппозиции в мае 1928 года - спроси мою жену лично, только тогда она их назовёт». Главным из этих людей оказался как раз Генрих Ягода.
5 сентября 1936 года Иосиф Сталин и Андрей Жданов, отдыхавшие в Сочи, направили в Москву телеграмму: «Считаем абсолютно необходимым и срочным назначение тов. Ежова на пост наркомвнутдела. Ягода явным образом оказался не на высоте своей задачи в деле разоблачения троцкистско-зиновьевского блока. ОГПУ опоздало в этом деле на четыре года. Об этом говорят все партработники и большинство областных представителей НКВД».
Тогда же, в сентябре, Ягода был снят с поста наркома НКВД и назначен наркомом связи. В 1937 году он был арестован, а через год появился на открытом процессе Бухарина-Рыкова в качестве подсудимого. В газетах его теперь изображали так:
Борис Ефимов (1900-2008). Мечты кровавых бандитов. Ягода говорил: «Бухарин будет у меня не хуже Геббельса». (Из показаний Буланова)». 1938
Суд приговорил его к расстрелу. Реабилитирован он не был.
Вволю посмеялась тогда над ним и эмигрантская пресса.
Михаил Дризо (1887-1953), он же Mad. Журнал «Иллюстрированная Россия» (Париж). 1937