Борис Ефимов со своим рисунком «Капитан страны Советов ведёт нас от победы к победе»
11 октября - день рождения советского художника Бориса Ефимовича Ефимова (1900-2008). Уникальность его в том, что он не только прожил весь ХХ век, но и отразил его в своих рисунках, обычно остро-сатирических, реже юмористических. И повторил едва ли не все повороты истории...
Это ранний Ефимов, 1910-х годов, ещё антисоветский, белогвардейский:
1918. Журнал «Киевская иллюстрация». «Ленин:
- Как вы думаете, Троцкий, у нас много преданных людей?
Троцкий:
- Я думаю - все 150 миллионов». Хотя художнику не исполнилось и 20 лет, фирменный «ефимовский» стиль рисунка уже вполне узнаваем.
Петлюровцев, впрочем, юный Ефимов рисовал с неменьшей неприязнью:
1918. Симон Петлюра. Рисовано с натуры
1918. Типы петлюровцев
Из рисунков 1920-х и 1930-х:
1922. «Наступление Керенского... на рабочих»
Подумать только: в то время актуальным противником для советской власти, пусть и в эмиграции, ещё был... Керенский!
1922. «Хорошо сшитый френч... хорошо сшитый фрак». «Керенский слегка пополнел. Хорошо сидит на нём в талию сшитый костюм. Как всегда, приветлива улыбка. (Из белогвардейской газеты «Сегодня»)
И лидер меньшевиков Юлий Мартов (1873-1923):
1922. Карикатура на Мартова. Не замечает «европейский милитаризм» за спиной. «Дальнозоркий миролюбец. Мартов. - Кар-раул! Миру угрожает опасность! Россия уже замахнулась молотом».
1922. «Брестский мир».
Сначала было тяжко,
Но силой красных рук,
Мы Брестскую бумажку
Свернули под махру.
1922. «Пролетарское око. (Из будущей летописи). ... В тёмном подполье копошилась нечисть, стараясь подкупом, обманом и убийствами свалить трудовую республику. Но яркий фонарь в рабочих руках осветил эту нечисть, сжёг её своим пламенем. И обратилась нечисть в пыль, проклиная три буквы, начертанные на фонаре».
1920-е годы - время добродушных «дружеских шаржей» в советской печати на наркомов и вождей большевиков.
1924. «К юбилею Красной Армии. Заслуженные артисты театра военных действий. Фрунзе, С.С. Каменев, Троцкий, Будённый и рядовой красноармеец»
1924. «Тов. Зиновьев - почётный охотник»
1924. Фрагмент. «Кошмарный сон коммуниста после дискуссионного собрания». Рисунок иллюстрирует слова Зиновьева о том, что партия - не Ноев ковчег, и в ней не могут быть семь пар чистых и нечистых рядом. На рисунке Чичерин играет на фортепьяно в четыре руки с лордом Керзоном, а Зиновьев дружески беседует с меньшевиком Даном
1920-е. Шарж на Карла Радека
1924. К переименованию Петрограда. Тень Петра I, ссутулившись, покидает город на Неве, а её место занимает В.И. Ленин
1924. «Тов. Луначарский: - Вот наш Великий Немой!
Делегат с места: - Позвольте! Он не только немой, но и слепой, и безрукий, и безногий!..»
1924. Рисунок со стихами Демьяна Бедного. «Ленинский набор».
1924. «Нотные» деятели. Тов. Сокольников (банкНОТЫ). Тов. Чичерин (дипломатические НОТЫ). Тов. Луначарский (просто ноты)»
1924. «Вездесущий комиссариат. «В настоящее время Наркоминдел должен стать наиболее популярным комиссариатом в деревне. (Из речи тов. Зиновьева)»
Товарищ Чичерин
Своему комиссариату верен
И в один и тот же день
Посещает 328.000 деревень.
1924. «Дипломатические трения» в приёмной товарища Чичерина»
1924. Наркоминдел Г. Чичерин держит в руках «халат от Бухары», а в шкафу висят «халат от Монголии», «халат от Хорезма» и др. «Лицом на Восток. Тов. Г.В. Чичерин. - Ох!.. Ещё обвинят, пожалуй, в халатном отношении к делу...»
1925. «Т. Луначарский (читая журнал): - «...любовь широких масс к танцу на Руси создала ту необходимую атмосферу, в которой мощно развернул крылья хореографический русский гений...» Вот те и раз! Что за белиберду пишут в этом журнале? И кто, интересно знать, его редактор?» (На журнале надпись «Ответственный редактор - А. Луначарский»).
1924. «Затруднительное положение». Изображена характерная уличная сценка 20-х годов. Нэпман, встречая собрата по классу, которого ведут под конвоем, рассуждает про себя: «Не поймёшь, как с ним проститься! Сказать «прощайте» - его огорчишь. Сказать «до свидания» - так это меня не устраивает».
1925. «Карл Радек, известный виртуоз-исполнитель на медных инструментах». На «инструментах» надписи: Бернард Шоу, Лесли Уркарт, Фриц Эберт, Аустин Чемберлен
1925. Шарж на наркома здравоохранения Николая Семашко (1874-1949). «Семашко купается. - А кипячёная ли здесь вода?»
1926
1926. «Дрожи, СССР! Великий князь Николай Николаевич прекрасно сохранился и готов к призванию на царство». Великий князь изображён в виде висящего в шкафу мундира. Рядом стоит банка с нафталином, а на мундире красуется лента с надписью «Верховный вождь»
1929. «К 10-летию Советской Украины. В мусорном ящике истории»
1929. «Вежливое напоминание белобандитам и их китайским друзьям»
1930. «Научная работа» (вариант названия «Плановая работа»)
1930. «В добрососедской Финляндии»
1930. «Под гостеприимным крылом»
1931. «Регистрация по специальностям»
1932. Война легко перепрыгивает через «конференцию по разоружению»
1933. «Передача опыта» (от германского фашизма эстонскому)
1933.
1932. «Особое мнение. - С вашим проектом полного разоружения, тов. Литвинов, я согласен, но вилы я всё-таки не сдам»
1932. «Не выпускать зверя из клетки! Советская дипломатия за работой»
1929. «Господи, господи! Когда ты нас избавишь от Литвинова?»
1932. «Жаркая молитва»
1933. «Карл и карлики»
1933. Георгий Димитров на скамье подсудимых
1933. «Капитан Страны Советов ведёт нас от победы к победе»
Вначале был ещё один, менее известный вариант того же рисунка:
1935. «Работа с гарантией. Выводим белые пятна, расстоянием не стесняемся». Дружеский шарж на полярника и учёного Отто Юльевича Шмидта
1935. К введению в Красной Армии персональных воинских званий для маршалов Советского Союза. «Далеко приведшее знакомство. - Новые маршалы? Ворошилов... Будённый... Знаю, знаю... Встречались!.. В ноябре двадцатого года». Бывший генерал (судя по лампасам на брюках), а ныне парижский продавец газет, делится воспоминаниями с консьержкой (вероятно, тоже из «бывших»). В газете «Вечерний Париж» в его руках заголовок: «Ворошилов, Тухачевский, Егоров, Будённый, Блюхер - маршалы Советского Союза».
1936. «Максим Максимович Литвинов - чемпион мира. К шестидесятилетию со дня рождения»
1937. «Стальные ежовы рукавицы». Дружеский шарж на наркома внутренних дел Н.И. Ежова.
в годы перестройки Борис Ефимов опубликовал целое «покаяние» за эту самую свою знаменитую карикатуру с Ежовым. Он писал под заголовком «Несколько слов о «ежовых рукавицах»:
«Старожилы, как известно, славятся тем, что обязательно чего-то «не запомнят». Однако бывают и отдельные исключения. Например, имея бесспорные основания считать себя крокодильским старожилом, я очень хорошо запомнил появление на страницах нашего журнала пресловутых «ежовых рукавиц».
И прежде всего тут надо вспомнить, как помпезно и шумно было обставлено назначение секретаря ЦК ВКП(б) Н.И. Ежова народным комиссаром внутренних дел, превращённое в своего рода всенародное торжество. Помню, какая волна отлично организованного энтузиазма прокатилась по московским предприятиям, учреждениям, организациям и, в частности, редакциям. На многолюдных собраниях и митингах ораторы состязались в славословиях по адресу «посланца партии», «сталинского наркома», «несгибаемого борца с врагами народа». Никто не знал, что восторженно прославляемый «посланец» несёт с собой ужас «ежовщины». Это страшное понятие тогда ещё не родилось. Напротив, всем очень нравилась даже фамилия нового главы НКВД. Она так здорово сочеталась с исконным русским присловьем «держать в ежовых рукавицах», что нескольких редакторов одновременно осенила идея соответствующего «дружеского шаржа». До последнего времени не перевелись охотники попрекать этими злосчастными «рукавицами». Что ж, не спорю - грешен. Может быть, не стоит об этом вспоминать? Нет, стоит. Мне думается, что мы, старожилы, не вправе хранить гордое молчание, даже если речь заходит о таком, о чём вспоминать не хочется, неприятно, досадно, стыдно. Но это поучительно: не следует, очевидно, забывать о коварных свойствах политической карикатуры, которая выглядит подчас остроумной и удачной при одних обстоятельствах и становится позорной, когда мы совершенно другими глазами смотрим на события прошлого».
Был и другой, менее известный вариант того же рисунка Бориса Ефимова. На нём нарком не улыбался победоносно, а сурово хмурился, сжимая в ежовой перчатке тех же гадов.
А был ещё вот такой, совсем малоизвестный рисунок Бориса Ефимова тоже на тему «ежовых рукавиц»:
1936. «Недоразумение в гестапо.
- Опять вы фотографии троцкистов в одно место с марксистами сунули!.. Надо же, голубчик, отличать свою агентуру от врагов...»
В январе 1937-го прошёл второй открытый судебный процесс над бывшими вождями РКП(б). На скамье подсудимых - Георгий Пятаков, Карл Радек и другие.
1937, 24 января. «Известия»
1937, 26 января. «Известия»
1937, 27 января. «Известия»
А это карикатуры по итогам судебного процесса над Бухариным, Рыковым, Ягодой и другими участниками «право-троцкистского блока». Любопытно, что в 1988 году, и позднее художник не раз заявлял (в том числе и в беседе с автором этих строк), что сожалеет о своих рисунках против Бухарина и Троцкого, которых лично хорошо знал. «Но если бы этого рисунка не было, - заметил Ефимов об одном из них, - то и меня бы не было».
1938. «Бешеный пёс фашизма». На карикатуре изображены Л.Д. Троцкий и Н.И. Бухарин. как позднее говорил автор: «Троцкий, Бухарин, люди, которых я глубоко уважал»
1938. «Несостоявшееся пиршество»
Другие карикатуры 1930-х:
1938. «- Ария о «Клевете» очень не нравится вон тому гражданину.
- Ещё бы! Он уже получил взыскание за клевету на сослуживцев».
1938. «Знаток своего дела.
- Я на пятьдесят втором году жизни впервые читаю Маркса.
- А раньше Марксом не интересовались?
- Как не интересовался! Я всё время писал о марксизме».
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)