Президент Афганистана Наджибулла награждает советского офицера афганской правительственной наградой. 1980-е
27 сентября 1996 года был казнён, а вернее, жестоко убит бывший лидер Афганистана Мохаммад Наджибулла (или Наджиб, 1947-1996). В 1989 году Афганистан покинули советские войска, но Наджиб остался у власти. Он сохранял её ещё три года - до 1992-го. А в начале 1992-го Россия, ставшая постсоветской, решила обрубить любую помощь Кабулу. Конечно, при таких условиях, когда противникам правительства Наджиба военная помощь продолжала течь с Запада и от арабских стран широкой рекой, он уже не мог продолжать сопротивляться.
О дальнейшем говорил в июне 1992-го Борис Ельцин, выступая в американском Конгрессе: «Мы прекратили поставки вооружений в Афганистан, где в мясорубке бессмысленной военной авантюры погибли тысячи граждан России и афганцев. Лишившись внешних подпорок, марионеточный режим в Афганистане рухнул. (Аплодисменты)».
17 июня 1992. Ельцин произносит речь в американском Конгрессе: «Мы прекратили поставки вооружений в Афганистан... Лишившись внешних подпорок, марионеточный режим в Афганистане рухнул. (Аплодисменты)».
И всё это в 1992-м Ельцин гордо рассказывал людям, которые через несколько лет сами затеяли «бессмысленную военную авантюру» в том же самом Афганистане! И чему тут было радоваться, чем гордиться? Падению самого светского и прогрессивного правительства за всю историю Афганистана, которое вовсе и не было марионеточным, а имело собственную опору в стране? Как рушатся действительно марионеточные режимы, мир смог хорошо увидеть в 2021 году в том же Афганистане: выражаясь словами Ельцина, «марионеточный режим рухнул, лишившись внешних подпорок», но не в три года, а стократ быстрее, даже не в дни, а в считанные часы, как только иностранные войска начали уходить!
Наджибулла и солдаты Советской Армии 19 октября 1986 года
С Михаилом Сергеевичем и Раисой Максимовной
Ну, а гражданская война в Афганистане продолжалась и после 1992-го. Падение правительства Наджиба вовсе не поставило в ней точку: победившие в войне антикоммунисты продолжали воевать уже между собой. А после того, как в сентябре 1996-го в Кабул вошли очередные её победители - талибы, Наджибулла, укрывавшийся эти годы в дипломатической миссии ООН, стал очередной её жертвой: был подвергнут жестоким пыткам и публично казнён.
Вот примерно так завершаются любые попытки достичь «национального примирения» с реакционерами, если сила в какой-то момент оказывается на их стороне... Правда, могут сказать, что у Наджиба после решения Москвы уйти не было иного выбора, как пытаться договорится. Но вот у тех, кто его предал, выбор был...