День в истории. Имам Шамиль сдаётся в плен

Sep 07, 2024 23:25



Алексей Кившенко (1851-1895). Имам Шамиль перед главнокомандующим князем А.И. Барятинским, 25 августа 1859 года

175 лет назад, 25 августа (6 сентября) 1859 года произошла эта историческая сценка. Имам Чечни и Дагестана Шамиль, окружённый в высокогорном ауле Гуниб, сдался в плен главнокомандующему русской Кавказской армией князю Александру Барятинскому (1815-1879). За этот успех князь в том же году получил чин генерал-фельдмаршала. Что же касается Шамиля, то он был отправлен в почётную ссылку в Калугу. С ним несколько раз встречался русский император. В 1869 году Александр II пожаловал имаму потомственное дворянство. Тогда же Шамилю разрешили совершить паломничество в Мекку, где он и скончался.



1859. Имам Шамиль. Фотопортрет работы Андрея Деньера

В СССР первоначальная историческая оценка Шамиля была апологетически-восторженной. В Малой Советской энциклопедии 1932 года о нём говорилось: «Восстание [под руководством Шамиля] шло под лозунгами борьбы против русского владычества, за установление патриархально-демократического равенства. Шамиль проявил себя талантливейшим организатором, агитатором и военачальником и пользовался огромнейшим авторитетом в массах. Деятельность Шамиля представляет непрерывную цепь проявлений величайшего личного геройства, соединённого с продуманным руководством массовой борьбой».
Всё это полностью соответствовало тогдашней линии большевиков, призванной завоевать поддержку малых народов России.



Дмитрий Моор (1883-1946). Плакат. 1919 год. «Товарищи Мусульмане! Под зелёным знаменем Пророка шли вы завоевывать ваши степи, ваши аулы. Враги народа отняли у вас родные поля. Ныне под красным знаменем Рабоче-Крестьянской революции, под звездой армии всех угнетённых и трудящихся собирайтесь с востока и запада, с севера и юга. В сёдла, товарищи! Все в полки Всевобуч!»

Однако в середине 1930-х, как и многие исторические оценки в тот период, эта оценка также изменилась на противоположную. Академик Евгений Тарле говорил, выступая в 1944 году: «Что здесь - прогресс или регресс заключается в том, что кавказские племена живут теперь под Сталинской Конституцией, а не под теократией Шамиля, потому что шамилевская теократия была одной из самых упрощённых и самых регрессивных, самых варвароподобных форм деспотизма… Когда немцы толкались и не протолкнулись к Сочи, то они целыми тысячами прокламаций забрасывали, где они говорили, что вспомните Шамиля и т.д. Вот можем ли мы давать повод врагу говорить, что, вот, посмотрите, сами русские признают, что они производили разбойничьи набеги и т.д.?»

Мне уже приходилось писать, что Шамиль оставил некоторый след в истории моей семьи. Вот это фотография моей прапрабабушки:



Фото сделано в 1860-е годы. Правда, речь пойдёт не о ней, а о её маме, чьей фотографии в семейном архиве, увы, не сохранилось. Однако девушка, изображённая на фото, никогда не появилась бы на свет, если бы история, о которой пойдёт речь, завершилась иначе. А если бы она и родилась, то выглядела бы совсем, совсем иначе...
Вот типичная фотография армянских женщин - уже полвека спустя, в начале XX столетия, фрагмент из цветных фотографий Прокудина-Горского.



А на первой фотографии, как нетрудно заметить, всё наоборот. Светлое нарядное платье, непокрытые волосы, какая-то, наверное, модная причёска того времени, которую носили, вероятно, не только в Питере и Москве, но и в Европах, украшения совершенно светского вида, живой взгляд, обращённый прямо вперёд, а не опущенный долу... Вполне европейская барышня, по-моему.
Но всё это определилось одним эпизодом, ставшим поворотным пунктом в судьбе её матери. Состояла эта история в том, что к её маме прислал сватов не кто иной, как сам имам Шамиль. Мне эту историю весьма живо рассказывали в детстве, и я её хорошо запомнил, хотя понятия не имел до этого рассказа, кто такой Шамиль.
- Ты представляешь, Шамиль прислал к ней сватов! Все её родные и она сама были в ужасе!..
- А почему они были в ужасе, ведь ты говоришь, что он был правителем? Быть женой правителя - разве это плохо?
- Нет, ты не понимаешь! Он держал своих жён в ужасном рабстве.
(Не берусь судить, насколько это правда, но так мне было сказано тогда, и, очевидно, так это выглядело с их точки зрения).
- Ну, хорошо, но если она не хотела, то почему она не могла просто отказаться? Ведь этот Шамиль, как ты говоришь, воевал с Россией, что он мог ей сделать?
- Что ты, он обладал колоссальным влиянием по всему Кавказу, в России, не в России, неважно, и её могли похитить откуда угодно. Отказаться было невозможно. Поэтому пришлось, чтобы спасти, срочно прятать её, отправлять в далёкое горное село, где жила её бабушка. В этом селе она прожила какое-то время, пока Шамиль про неё не забыл.

Моя прабабушка Елена Иосифовна Атабекова (умершая в 1964 году в возрасте 96 лет) очень любила рассказывать эту историю - тот факт, что красоту её бабушки оценил сам Шамиль, видимо, льстил её фамильной гордости, а то обстоятельство, что бабушка-таки ускользнула от нежеланного сватовства - ещё больше. Выслушав это семейное предание, знакомое наизусть и, очевидно, немало надоевшее, в очередной раз, один из её сыновей, Григорий Иосифович, как-то легкомысленно резюмировал рассказ своей мамы:
- В общем, бабушку увезли к чёртовой бабушке.
Прабабушка страшно оскорбилась за такое непочтительное отношение к её предкам и фамильной легенде, и с возмущением ответила:
- Значит, я - чёрт!
Вот такая маленькая семейная история. Так моя прапрапрабабушка НЕ стала женой имама Шамиля, а её дочь (изображённая на снимке) выросла и была воспитана вполне европейской светской девушкой, так сказать, тургеневской барышней...

Кстати, одна из жён Шамиля, а именно Шуайнат (1824-1877), она же Анна Ивановна Улуханова, тоже была армянкой по происхождению, и попала в плен во время набега подданных имама Шамиля на Моздок в 1840 году. После шести лет (!) плена она согласилась добровольно (!) выйти замуж за Шамиля и родила ему семерых детей, из которых выжила только одна девочка. Этот брак был самым долгим в жизни Шамиля. Всего же у него было 8 жён. Вот примерно такая же судьба, возможно, ждала бы и мою прапрапрабабушку, согласись она на сватовство имама...

Кто тут был больше прав - советские критики Шамиля вроде академика Тарле или советские же его апологеты - мне судить трудно. Наверное, абстрактной истины в мире классовой борьбы нет, и в годы гражданской войны имя и образ Шамиля служили достойным, освободительным целям. А когда в 1940-е годы этим образом были полны гитлеровские листовки - уже едва ли...
Но, когда я слышу неумеренные похвалы Шамилю со стороны правых (а это не редкость), то они меня, признаться, раздражают. Ведь это люди, которые ценят как раз то, что при власти Шамиля было немыслимо. Как-то раз один мой знакомый праволиберал - назовём его Евгений Ф. - стал с воодушевлением рассказывать мне о том, насколько прогрессивной была борьба имама Шамиля против России. Я просто показал ему эту фотографию, рассказав то, о чём говорится выше, и заметил: «Вам очень повезло, что вы родились не в середине XIX столетия, а в конце XX-го, и принадлежите к мужскому полу, а не к женскому. Вольны же вы так рассуждать... А посмотрел бы я на ваше мнение по этому вопросу, будь вы на месте моей прапрапрабабушки, и пришли к вам своих сватов имам Шамиль».
И - о, чудо! - он, никогда в жизни не лезший за словом в карман для ответа, внезапно промолчал и не возразил мне на это ни слова. :)

История, Даты, личное, войны, Россия

Previous post Next post
Up