День в истории. Раневская

Aug 27, 2024 19:11



Фаина Раневская в роли Мачехи в фильме «Золушка» (1947)

27 августа - день рождения Фаины Раневской (1896-1984) - актрисы, у которой было довольно необычное амплуа - она в советскую эпоху не имела себе равных в образе различных старорежимных дам и старух, живших в эпоху «до исторического материализма» (на что указывает, кстати, и её чеховский сценический псевдоним из «Вишнёвого сада»).
Ну, а что тут удивительного, в СССР сохранилось очень много, как тогда говорили, «родимых пятен прошлого», и материал для их показа не переводился всю советскую эпоху, а на её закате стал, пожалуй, даже множиться и возрастать пока не затопил собой всё.
Под стать этому образу и коллекция шутливых высказываний Раневской-актрисы, более или менее критических по отношению к советскому быту и обществу, и вообще полных неизбывного пессимизма. Их обожают приводить антисоветчики всех мастей. К примеру, вот этот памятник основателю марксизма напротив Большого театра она иронически именовала «Карл Маркс, вылезающий из моего холодильника».



Памятник Карлу Марксу работы скульптора Льва Кербеля (1917-2003) на Театральной площади в Москве.

Но ведь от капризной старорежимной барыни именно таких едких шпилек и колкостей и следовало ждать? Так что можно сказать, что Фаина Георгиевна просто не выходила из своего артистического образа.



Кадр из фильма «Золушка», с Королём (Эрастом Гариным)



Фаина Раневская в молодости

Визитной карточкой Фаины Георгиевны стала её фраза «Муля, не нервируй меня!», произнесённая в фильме «Подкидыш» (1939). Но эти слова сделались и её настоящим пожизненным проклятием. Стоило Фаине Георгиевне появиться где-нибудь на людях, как на неё начинали указывать прохожие: «Смотри, это Муля!». Мальчишки на улицах дразнили её этой кличкой. Однажды после такого случая Анна Ахматова утешала расстроенную Раневскую: «Не огорчайтесь, у каждого из нас есть свой Муля!». Наконец, при награждении актрисы сам Леонид Ильич Брежнев решил, по своему обыкновению, пошутить и... повторил всё ту же злополучную фразу. Он понятия не имел, что актрисе она надоела хуже горькой редьки. Раневская обиделась и решила устроить главе государства прилюдную выволочку.
- Леонид Ильич! - сказала она. - Меня так невоспитанные мальчишки на улицах дразнят, или хулиганы.
Но ещё больше актрису удивила реакция Брежнева. Он страшно смутился, покраснел и очень тихо ответил:
- Простите, но я вас очень люблю.
Актриса, однако, не отставала:
- Вы любите Мулю? Или именно меня?
- Именно вас! - твёрдо ответил Брежнев.
У Раневской после этой сценки, как она говорила, осталось всё же хорошее впечатление о Брежневе: ей понравилось его искреннее смущение и извинения.
Кстати, в том же «Подкидыше» была и другая отличная фраза, сказанная Раневской: «Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтобы тебе оторвали голову - или ехать на дачу?» Прямо-таки пособие, как ставить вопросы во время любых голосований, референдумов и опросов общественного мнения. :)

Вот одна из мини-ролей актрисы в сатирическом киножурнале «Фитиль» № 33 за 1965 год, сюжет назывался «Не поеду».

image You can watch this video on www.livejournal.com



Для тех, кто не любит смотреть видео в сети (поскольку я сам не люблю), вкратце перескажу суть сюжета: в городе строят новые многоквартирные дома, и строительству мешает старый дом, который находится на месте будущей многоэтажки. Хозяйка дома не хочет переселяться в коммунальную квартиру. Заведующий жилищным отделом М.И. Блескунов пытается уговорить упрямую женщину, предлагая разные варианты переезда, но безуспешно. В одном месте есть телефон, а он ей не нужен, в другом есть балкон, а она боится с него упасть, в третьем ей не подходит первый этаж, так как она боится жуликов, в четвёртом обои в розочках, а ей нужны новомодные «в брызгах», да и вообще, в любом новом месте будет непривычно её пяти кошечкам. Отчаявшийся Блескунов предлагает строптивице даже отдельную однокомнатную квартиру, но женщина непреклонна, и доводит чиновника до вызова неотложки. Хотя и после этого продолжает жаловаться, что он «все жилы из неё вытянул». Фаина Раневская играет в фильме несговорчивую хозяйку старого дома гражданку Пискунову.



Это даёт представление и о том, как происходила «реновация» жилья в СССР. Могут сказать, что, мол, на экране можно сыграть всё, что угодно, а в жизни было совсем не так. Но есть такое правило, сформулированное как-то советским сатириком Леонидом Лиходеевым: «Смешно, когда правда». То есть если бы сюжет «Фитиля» лакировал реальность, а не отражал её, то он не был бы смешным, и снимать его не имело никакого смысла.

А ещё Раневская озвучивала в советском мультфильме «Карлсон вернулся» (1970) роль «домомучительницы» фрёкен Бок. Что-то мне кажется, что и рисовали её авторы мультика, вдохновляясь образом Раневской... «Матильда, ты меня слышишь? Дитя моё… Займись этим зверем, только будь осторожна - собака не стерильна».



image You can watch this video on www.livejournal.com


«Он улетел, но обещал вернуться. Милый, милый...»

Кстати, последние два слова - «Милый, милый...» - произнесла уже не сама Раневская, хотя голос очень похож. Но она наотрез отказалась это делать, поскольку уже говорила это в другом фильме, в другой ситуации, и считала невозможным дублировать свой «хит». Такие дела...



История, СССР, Даты, Брежнев, Искусство

Previous post Next post
Up