День в истории. Ремарк, Радек, Сталин и другие

Jun 24, 2024 04:58



Эрих Мария Ремарк во время Первой мировой войны

22 июня - день рождения Эриха Марии Ремарка (1898-1970). Немецкого писателя, который нашёл самого своего благодарного читателя в СССР. Предисловие к советскому изданию самого сильного его романа - «На Западном фронте без перемен» написал Карл Радек.



Первое издание Ремарка в СССР, в издательстве «ЗИФ» («Завод и фабрика»)



Издание романа Ремарка в 1930 году «Роман-газетой» с иллюстрацией В. Сварога



Карл Радек (1885-1939), автор предисловия к книге Ремарка

Вообще, интересно читать, как руководители СССР обсуждали роман Ремарка. Вячеслав Молотов ознакомился и с книгой Ремарка, и с предисловием Радека. И посоветовал Сталину прочитать роман, хотя при этом резко критиковал его: «Прочти эту книжку, в ней есть и яркие страницы о фронтовых людях, рассматриваемых автором архиограниченно - только как полуживотных и полумещан (всех сплошь!)». А о предисловии Радека высказался так: «Пошленькое предисловие Радека достойно этого «левого» полубуржуазного журналиста».



Вячеслав Молотов (1890-1986). 1930-е

Спустя несколько недель уже Сталин, видимо, последовав совету Молотова, высказывал своё мнение о прочитанном Горькому:
«Что касается рассказов о войне, их придётся печатать с большим разбором. На книжном рынке фигурирует масса художественных рассказов, рисующих «ужасы» войны и внушающих отвращение ко всякой войне (не только к империалистической, но и ко всякой другой). Это буржуазно-пацифистские рассказы, не имеющие большой цены. Нам нужны такие рассказы, которые подводят читателей от ужасов империалистической войны к необходимости преодоления империалистических правительств, организующих такие войны. Кроме того, мы ведь не против всякой войны. Мы против империалистической войны, как войны контрреволюционной. Но мы за освободительную, антиимпериалистическую, революционную войну, несмотря на то, что такая война, как известно, не только не свободна от «ужасов кровопролития», но даже изобилует ими».



Иосиф Сталин. 13 апреля 1932. Фотограф Джеймс Эббе (США, 1883-1973)

Что же всё-таки написал о Ремарке «левый» полубуржуазный журналист» Радек?
Из его очерка, написанного в июле 1930 года:

«Огневой бурей пронеслась война над миром. Реки железа излились на землю, изрыли её от Мессопотамии до Бельгии, от побережий Северного моря до Тихого океана. Десяток миллионов людей погиб, десятки миллионов людей были искалечены… Зачем? Почему?
Рабочие массы Советской России ответили на этот вопрос свержением царя и буржуазии. Миллионы рабочих в Европе пытались пойти по нашим следам, поднимая восстания, бунтуя против виновников войны.



Рисунок Михаила Черемных (1890-1962). 1931 год. «Искусство и жизнь. В Берлине цензура запретила демонстрирование фильмы «На западе без перемен», рисующей ужасы капиталистической бойни.
- Снять с постановки немедленно!.. Зачем им показывать на экране то, что они скоро увидят в жизни...»

«Войны никогда больше не будет», кричали мелкобуржуазные пацифисты. «Надо уничтожить капитализм, чтобы никогда больше не было войны», - отвечали революционные рабочие. Мелкобуржуазный пацифизм, проповедуемый до войны маленькой кучкой идеалистов, в наше время охватил собой миллионные массы мелкой буржуазии капиталистических стран. Несмотря на наличие в ней националистических тенденций, мелкая буржуазия в своей основной массе устала от войны, она полна страха перед кровавой бойней. До 1914 года она верила, что победы улучшат её положение, откроют ей новые перспективы. Теперь же на опыте последней мировой войны она поняла, или во всяком случае почувствовала, что она только одна из жертв войны.



Рисунок Юлия Ганфа (1898-1973). 1932 год. «Капиталист: - Если б я не знал, что это микроб войны, я бы сказал, что он мне кого-то ужасно напоминает».

А между тем крупная империалистическая буржуазия, подготовляя новую войну, как бы гонимая к ней древним фатумом, машет белым флагом мира, распинается в любви к миру, создает в Лиге наций церковь мирной лжи, клянется в пакте Келлога лжеклятвой мира, «Пацифистская» политика империалистов есть маскировка, уступка настроениям и чувствам мелкой буржуазии, которые очень ярко отражены в современной немецкой литературе о войне. Здесь кроется одна из причин грандиозного успеха таких романов, как «Приключения бравого солдата Швейка» Хашека, «Дело сержанта Гриши» Цвейга, «Война» Ренна, «Солдат Зурен» Вринга, и, наконец, «На западном фронте без перемен» Ремарка.



Рисунок Льва Бродаты (1889-1954). 1934 год. «Проекты реклам для военных заводов Круппа, Шкоды и др.»





Рисунок Юлия Ганфа. 1934 год. «Пушечное мясо. - Кушать подано!»

Все эти книги имеют очень много общего: они отражают ужас мелкой буржуазии перед войной и неспособность её правильно осветить причины и сущность войны. [...]
Война была войной техники. Дать её картину - значит дать лик капиталистического мира от хлопковых плантаций до заводов Стального треста, Вифлеемского стального картеля, заводов Виккерса и Армстронга, Шнейдера-Крезо, Круппа и Шкоды. Война эта была войной величайших организаций, организаций переселения народов, перед которыми бледнеют все переселения гуннов и готов. Мелкобуржуазная мысль не могла понять значения этих исторических событий. Война эта была войной лозунгов, войной отравления миллионов гашишем патриотической лжи.
Никогда бараны не описывали, как их ведут на чикагскую бойню.



Рисунок Александра Топикова (тема А. Бухова). 1933 год.
«- В твоё время уже будут пушки, которые смогут управляться без человека.
- Это что, дедушка. В моё время будут люди, которые смогут управляться без пушек!»
Рисунок отражает пацифистский идеализм большевиков. А ведь внук-пионер ошибся, а умудрённый опытом дедушка оказался прав...

Не будучи в состоянии даже приступить к задаче отображения причин и смысла войны, мелкобуржуазная литература смогла только попытаться дать отображение величайшей бури в капле воды человеческой судьбы. Хашек дает её в описании приключений чешского Санчо-Пансо, Цвейг рассказывает, как была размолота маленькая песчинка - русский военнопленный - жерновами войны. Вринг снижает военную тему до будничного серого уровня, Ремарк рассказывает о судьбе маленького отряда немецких гимназистов, которых на войну погнал школьный учитель своим призывом к их патриотической чести.
Каждый из названных писателей по-своему отражает этот маленький кусок исторической трагедии. Хашек - гражданин богемы, полуанархист, ненавидящий австрийскую бюрократию и милитаризм, - дал бессмертную карикатуру войны. Цвейг видел войну глазами гуманного интеллигента, со слезами на глазах глядящего из окна штаба армии на человеческие мучения. У него не хватило сил смотреть на человека - пушечное мясо, у него не хватило только нервов, чтоб показать, как колесует человека военная бюрократическая машина. Выше их обоих стоит Ремарк, поведший свой отряд прямо в огонь. Ремарк даёт незабываемые сцены сражения, картины жизни рядовых солдат в окопах, в тылу, на «отдыхе» в военном госпитале, картины того, как они возвращаются к матерям на отдых внутренне опустошёнными и не способными говорить о своих страданиях. Читаешь его книгу, сжимая кулаки и чувствуя, как спазмы подходят к горлу и горячая, кровавая ненависть - к сердцу.



Эрих Мария Ремарк

В этом бессмертная заслуга Ремарка. Книга его представляет собой лучшее из того, что написано об империалистической войне. Правда, Ремарк стоит на грани своего мелкобуржуазного творчества. Ненависть к войне, которую в нас вызывает книга, мировая бойня возбудила в миллионах. У сотен тысяч эта ненависть выковала новое сознание. Оно вылилось в России в победоносную пролетарскую революцию... Этой ненависти, без которой не было бы послевоенной революционной борьбы, не чувствовал и не увидел Ремарк. Для него война была роком, против которого не бунтуют. Оставшиеся в живых герои его вернулись с войны опустошённые, не знающие, что делать, чем жить. Сам Ремарк десять лет носил в своей душе кошмар войны. Он освободился от этого кошмара, написав книгу о человеческих страданиях в этой войне, и стал мировой знаменитостью. На книге капиталистические издательства заработают миллионы, миллионы войдут в оборот капиталистического производства и обращения, которые породят новую войну, дабы новый Ремарк описал когда-нибудь снова, как перемалывались в порошок в мельницах новой войны миллионы.



Юлий Ганф. Иллюстрация к роману Ремарка «На Западе без перемен». 1930. Видимо, рисунок иллюстрирует посещение солдатами проституток



Юлий Ганф. Мать. Иллюстрация к роману Ремарка «На Западе без перемен». 1930

Миллионы участников войны горячо отозвались на книгу Ремарка. Многие из них заявили публично: это книга о нашей жизни, она заставила нас ещё раз пережить все ужасы войны и освободила нас от невысказанного страдания.
Коммунистическая пресса Германии, признавая революционизирующее значение картин, нарисованных Ремарком, сказала ему правду: а ты их всё-таки предал, Ремарк, твоих товарищей, гниющих на полях Франции, ибо ты не зовёшь на бой против тех, кто погнал их на смерть. Мёртвых оплакиваешь, живых не зовёшь!
Пролетарское сознание по-своему воспримет картину войны, которую так убедительно нарисовал Ремарк. Оно покажет молодёжи эту картину не для того, чтобы сказать, как страшна война, а для того, чтобы сказать: надо уничтожать капиталистический мир, который порождает войну ради наживы».



Рисунок Леона Генча (1897-1974). 1929 год. «В домашних туфлях. - Вот, все пишут - война готовится, война будет... А откуда ей быть?»

СССР, Радек, Даты, Литература, История, войны, Германия, революционеры

Previous post Next post
Up