Жизнь Чан Кайши и история Тайваня в 20 карикатурах и иллюстрациях

Apr 05, 2024 20:03



Последний успех Чан Кайши. Плакат. Шанхай, 1947 год. 19 марта 1947 года Чан Кайши удалось захватить столицу коммунистов Яньань. Но это был последний успех гоминьдана. Плакат изображает детскую игру в обезьяну. Обезьяна изображена в маске Чан Кайши, за верёвочку её тащит американский хозяин. На плакате написано: «Взять Чан Кайши живым».

5 апреля 1975 года ушёл в мир иной генералиссимус Чан Кайши (1887-1975), лидер партии Гоминьдан с 1925 года, правитель материкового Китая (1928-1949) и президент Китайской Республики на Тайване (1950-1975). Было время, когда СССР поддерживал Гоминьдан и Чана, и тогда в Советском Союзе печатались вот такие листовки:



Листовка 1927 года

Гоминьдан был принят в Коминтерн в качестве «сочувствующей» партии. В СССР политику союза коммунистов с Гоминьданом критиковала только левая оппозиция во главе со Львом Троцким.
Он писал: «Сталин создаёт теорию «двухсоставных», т.е. двухклассовых рабоче-крестьянских партий для Востока. Это есть разрыв с марксизмом и всей историей большевизма в основном вопросе: о классовом характере партии. Даже Коминтерн оказался в 1928 году вынужденным отодвинуться от теории, которая надолго загубила компартии Востока... В том же [1924-м] году Сталин проводит подчинение китайского коммунизма буржуазной партии Гоминдан, выдавая последнюю за «рабоче-крестьянскую» партию выдуманного им образца. Китайские рабочие и крестьяне авторитетом Коминтерна политически закабаляются буржуазией. Сталин организует в Китае то «разделение труда», которое Ленин помешал ему организовать в России в 1917 году: китайские рабочие и крестьяне «завоёвывают», Чан Кайши «закрепляет». Политика Сталина явилась прямой и непосредственной причиной крушения китайской революции».

Свою поездку в СССР в конце 1923 года Чан Кайши вспоминал так: «Когда я прибыл в Москву, Ленин был уже серьёзно болен. Говорили, что он находился в коме, так что о встрече с ним не могло быть и речи. Но меня заверили, что Советская Россия в своей государственной политике и революционной стратегии будет и впредь идти тем путём, который предначертал Ленин. За время пребывания в Москве я больше, чем с кем бы то ни было другим из советских руководителей, встречался с Троцким. Он, как мне казалось, был самым искренним из всех них... Он рассказал, что после войны Советской России против Польши в 1920 году Ленин дал новую директиву относительно мировой революции. Предоставляя колониям и полуколониям в их революционных войнах против капиталистического империализма максимальную моральную и материальную поддержку, Советская Россия, согласно этой директиве, никогда более не должна осуществлять вооружённую интервенцию... Троцкий заверил меня, что помимо непосредственной помощи вооружёнными силами Советская Россия сделает всё от неё зависящее, чтобы помочь воплощению в жизнь программы национальной революции в Китае, оказывая нам действенную экономическую поддержку и помощь оружием».
Чан Кайши продолжал:
«Я сам до этой поездки верил, что Советская Россия искренне стремится вести с нами дело на условиях равноправия и не держит камня за пазухой. Но моё путешествие полностью развеяло мои иллюзии. Я вернулся с убеждением, что политика сотрудничества с Советской Россией и допущения китайских коммунистов в наши ряды, быть может, и будет полезна нам на какое-то время в борьбе против западного колониализма, однако в перспективе нанесёт вред делу борьбы за нашу национальную независимость и свободу. Более того, я чувствовал, что российские стратегия и программа мировой революции представляли даже большую, чем западный колониализм, угрозу нашей национальной независимости»...

В 1927 году Чан Кайши начал массовые репрессии против коммунистов. Они застали китайских коммунистов, вошедших ранее по решению Коминтерна в Гоминьдан, врасплох. Только между январём и августом 1928 года было проведено 27.699 зарегистрированных казней. В 1931 году их число достигло 39.778. Между прочим, среди казнённых в 1930 году оказалась жена Мао Цзэдуна Ян Кайхуэй.
Потом было ещё много событий, в том числе Великий поход коммунистов, когда в 1934-1935 годах почти истреблённая Компартия Китая совершила отчаянный героический поход на север, за 10 тысяч километров, чтобы вырваться из смертоносной ловушки, устроенной ей Гоминьданом. До конца похода из первоначальных 80 тысяч китайской Красной армии дошли лишь 4 тысячи тех, кто его начинал.



Поход китайских коммунистов на реке Даду. Картина изображает один из знаменитых драматических моментов Великого похода - переправу по цепному мосту через реку Даду. Этот эпизод официальные китайские историки описывают так: «Деревянный настил моста был уже на две трети разобран противником, а сохранившаяся часть облита керосином и подожжена. Восстановив мост, центральная колонна Красной армии переправилась через Даду, несмотря на постоянную воздушную бомбардировку».

Позднее Мао Цзэдун вспоминал: «Когда инородные сущности входят в тело, белые кровяные тельца будут окружать и подавлять их. Чан Кайши считал нас бациллами и хотел уничтожить нас... Период с 1924 по 1927 год был не чем иным, как войной. Мы остались без выбора... Чан Кайши научил нас, а также китайский народ: помимо взятия в руки оружия и борьбы, нет другого выхода. Никто из нас не знал, как воевать, и никто не готовился к битве. Мы с премьер-министром [Чжоу Эньлаем] были интеллектуалами... Но какой другой выбор [у нас] оставался? Он [Чан Кайши] хотел убивать».

Тем не менее, протянув руку через горы убитых Гоминьданом, Компартии пришлось вновь заключить союз с Чан Кайши в период войны с Японией. Политика - непростая профессия...



Мао Цзэдун и Чан Кайши в период соглашения КПК с Гоминьданом, сентябрь 1945 года. Жмут друг другу руки, поскольку у них есть общий враг - Японская империя



Мао Цзэдун и Чан Кайши обмениваются рукопожатием под портретом основателя Китайской Республики Сунь Ятсена

Мао Цзэдун: «Чан Кайши - собака Великобритании и США. Когда Япония вторглась [в Китай], Чан Кайши этого не одобрил. В третий период [который длился] 8 лет [1937-1945], [мы] сотрудничали с Чан Кайши ради борьбы с Японией. Сотрудничество не было хорошим, [потому что] Чан Кайши представлял компрадорский капиталистический класс, будучи компрадором Великобритании и США.
В четвёртый период, после того как Япония была разбита, Чан Кайши напал; мы потратили год на то, чтобы защищаться [от него], а затем ударили в ответ, - всё вместе в три с половиной года; в в 1949 году мы достигли общего успеха, и Чан Кайши бежал на Тайвань».

В 1945 году существовал и военный союз между Китаем Чан Кайши и СССР против Японской империи.
Чан Кайши рассказывал: «Сталин сделал необычайный шаг, пригласив моего сына [Цзяна] Цзинго посетить Советский Союз. 25 декабря 1945 года Цзинго в качестве моего личного представителя выехал в Москву и вернулся в Китай 14 января следующего года. Дважды беседуя с Цзинго, Сталин выразил надежду на мирное сосуществование между Китаем и Советским Союзом и между Гоминьданом и Компартией Китая. Он высказался также за общее сотрудничество между Китаем, Соединенными Штатами и СССР, но возражал против того, чтобы Китай встал на путь политики "открытых дверей» и допустил проникновение какой-либо третьей стороны (подразумевалась Америка) в Северо-Восточные провинции. Он советовал Китаю придерживаться «независимой» политики, не отдавая предпочтения ни одной, ни другой стороне. Наконец, Сталин выразил надежду, что и я приеду к нему в Москву или устрою встречу с ним в удобном месте где-нибудь на китайско-советской границе. Думаю, это и было основным замыслом Сталина, побудившим его пригласить Цзинго в СССР. Я запросил мнение специального представителя Соединённых Штатов в Китае, генерала Джорджа Маршалла, который ответил, что он бы приветствовал любой шаг, направленный на улучшение отношений между Китаем и Советским Союзом... Однако я решил отклонить предложение Сталина».

Небольшая история Чан Кайши по советским карикатурам на него 1948-1970-х годов.



Вадим Павчинский (1912-1971). Лицо гоминдановской реакции. 1948



Кукрыниксы. 1948 год. Карикатура на Чан Кайши и лидеров Гоминьдана. «Китайские безделушки. Фарфор (битый) гоминдановской марки»



Юлий Ганф (1898-1973). 1949 год. «В американской ночлежке. - И так тесно живём, а тут придётся ещё потесниться: для Чан Кай-ши место требуется!». Среди «дежурств по ночлежке» обозначены «его величество король Михай», «его величество король Эммануил», «пан Миколайчик», Керенский, Миклош Хорти и Ференц Надь. Над входом объявление: «За несданные на хранение короны и др. вещи американская администрация не отвечает!».



Виталий Горяев (1910-1982). «Китайские ткани гоминдановского образца». Шёлк (в общении с дядюшкой Сэмом) и драп (при столкновении с Народно-освободительной армией Китая)



Вадим Павчинский. «Сводки потерь армий гоминдана». Рядом изображены США с запиской «Выдано Гоминдану 6 млрд долларов».



Кукрыниксы. 1949 год. Магнаты Уолл-стрита до сих пор продолжают поддерживать гоминдановскую клику. Поможет, как мёртвому припарки».



Кукрыниксы. 1952 год. Битому не спится. Чан Кай-ши заявил, что он «готовится к завоеванию континентального Китая». На рисунке Чан Кайши пишет «план захвата Китая».



Юлий Ганф. Рисунок к 5-летию КНР. 1954 год
Старается вовсю наёмный сброд:
Диверсия, обман - всё в ход идёт.
Но тщетно!.. Перед сворой разъярённой
Стоит на страже мира непреклонный,
Великий, дружный, шестисотмильонный,
Единством спаянный народ.



Кукрыниксы. «Парад «чемпионов» борьбы с коммунизмом. По сообщению газеты «Таймс оф Цейлон», в Коломбо будет созвана конференция для создания «всемирной организации по борьбе с коммунизмом». На конференцию приглашаются Маккарти, Аденауэр, Франко, Чан Кай-ши, Ли Сын Ман, Керенский и др.». 1954



Кукрыниксы. 1956 год. «Пора предоставить Чан Кай-ши... его законное место». В ООН вплоть до октября 1971 года Китай представляло правительство Гоминьдана, притом оно даже имело право вето в Совете безопасности ООН



Рисунок Юлия Ганфа. 1957 год. Наделил... Пытаясь поднять моральный дух своих «ветеранов», чанкайшисты распределяют между ними земельные участки, которые они должны «получить» после «возвращения на континент».
Чан Кай-ши: - Поздравляю вас, теперь вы землевладельцы!»



Юлий Ганф. 1957 год. «Передача дел. Новым командующим американскими вооружёнными силами на Тайване назначен адмирал Ингерсолл. - Итак, стульев шесть, шкафов три, столов два, Чан Кай-ши один...»



Борис Ефимов (1900-2008). Рисунок 1957 года. «Путевые указатели»



Борис Ефимов. «Окружают вниманием. - И после этого говорят, что мы не ищем сближения с Китаем!»



Борис Ефимов. 1958 год. «Американцы вооружают чанкайшистов управляемыми снарядами типа «Гремучая змея». Тайваньская «Змея гремучая» и участь её неминучая».



Рисунок Аминадава Каневского (1898-1976). Смотр старой гвардии капитализма.

В 1960 году Мао Цзэдун говорил: «Американцам сейчас не нравится Чан Кайши. Мы всё больше его любим. Те, которые на 100 процентов проамериканские, хуже, чем Чан Кайши, который всего лишь на 99 процентов проамериканский. Он всё ещё хочет сохранить своё влияние... Если он отсоединится от США, мы предоставим ему место в нашем правительстве».

Но этот возможный сценарий не реализовался, и в 1975 году Чана не стало... Власть на Тайване перешла к его сыну, упомянутому выше Цзяну Цзинго (1910-1988).



Китайский плакат времен Мао. «Мы должны освободить Тайвань!»

История, Портреты контрреволюционеров, Даты, войны, Китай, карикатура, революционеры

Previous post Next post
Up