День в истории. «Красный граф»

Jan 10, 2024 19:13



Дружеский шарж Льва Сойфертиса на Алексея Толстого. 1938 год. «Не единым «Хлебом» жив человек». Художник намекает на повесть Толстого «Хлеб» (1937), посвящённую обороне Царицына в 1918 году и роли в ней Сталина. Кроме хлеба, на столе Пётр I и императрица Александра Фёдоровна

10 января 1883 года (29 декабря 1882 года) родился Алексей Николаевич Толстой (1882/1883-1945). Писатель и «красный граф» (был и другой «красный граф», бывший генерал Алексей Игнатьев, 1877-1954). Хотя какой «красный», если о своём отношении к революции в 1922 году Алексей Толстой честно поведал: «В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед».

1. Троцкист Виктор Серж (1890-1947) вспоминал о Толстом:
«Звезда графа Алексея Николаевича Толстого медленно поднималась к зениту. Я встретил его в 1922 году в Берлине, настоящего контрреволюционного эмигранта, ведшего переговоры о своём возвращении в Россию и будущих авторских правах. Ценимый образованными людьми при старом порядке, благоразумный либерал и искренний патриот, он бежал от революции вместе с белыми. Добросовестный стилист, порой прекрасный психолог, ловко приспосабливающийся ко вкусам публики, способный создать популярную пьесу или актуальный роман. По типу, манерам, нравам - крупный российский помещик прошлых лет, любящий красивые вещи, роскошь, изящную словесность, умеренно передовые идеи, запах власти - и сверх того русский народ, «нашего вечного мужичка». Он приглашал меня в Детское Село, на свою дачу, обставленную мебелью из императорских дворцов, слушать начальные главы своего «Петра Первого». Не очень хорошо выглядевший в то время, потрясённый зрелищем разорения деревни, он задумывал развить в своём большом историческом романе идеи защиты крестьянства от тирании и объяснить тиранию существующую тиранией прошлого. Немного позднее аналогия, которую он провёл между Петром Великим и генсеком, странным образом понравилась последнему. Алексей Толстой, когда выпивал, тоже кричал, что почти невозможно писать под таким гнётом. Он заявил это самому генсеку во время приёма писателей, и генсек отправил его домой на своей машине, успокоил, заверил в своей дружбе... На другой день печать прекратила нападки на прозаика; Алексей Толстой взялся за переработку своих произведений. Сегодня это крупный официальный советский писатель».

2. Серж не уточнил, за что, собственно, советская печать поначалу так невзлюбила «красного графа», а она нападала на него потому, что вовсе не считала его «красным»! В 1924 году сатирический журнал «Красный перец» иронизировал: «А вот полученная бесплатно партия Толстых Эренбургов. На поверку все оказались Белыми». Тот же Серж отмечал: «Драматурги Щеголев (историк) и Алексей Толстой за лёгкие пьески о Распутине и императрице получают сотни тысяч рублей; и многие молодые писатели мечтают подражать им». Речь шла о популярной пьесе «Заговор императрицы», а это карикатура на её постановку:



Рисунок Юлия Ганфа. 1925 год. «Заговор императрицы... против советских театров»

В СССР о Толстом ходили многочисленные литературные анекдоты, я сам слышал ещё в 1970-е годы историю о том, что камердинер Толстого на вопрос, где его хозяин, якобы величественно отвечал: «Его сиятельство уехали в Цека!».

3. В начале 1930-х годов вышли в свет две первые книги романа Алексея Толстого «Пётр Первый», где царь представал почти безупречным историческим героем. «Красный граф» писал хвалебный роман об императоре - это было символично!
А в 1941 году роман Толстого получил Сталинскую премию первой степени и вошёл в число канонических произведений советской литературы, причём оставался в нём до самого конца СССР, изучался в школах, выдержал с 1947 по 1990 год 97 переизданий.

Дружеский шарж Кукрыниксов на Алексея Толстого из альбома «Лит-Ораторы» (1935):



Чёрно-белый и цветной варианты шаржа.



Шаржи Николая Радлова:



«Пётр и Алексей. 1933 год. - А где же вторая часть?»



«Алексей и Пётр. 1934 год. - Вот вторая часть и готова! На-ко, выкуси...»

Не знаю, надо ли пояснять, что обе картинки пародируют известный холст Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871).





А этот шарж Радлова пародирует уже другую картину - Валентина Серова «Пётр I на строительстве Петербурга» (1907).



В 1937-1938 годах на киноэкраны вышел двухсерийный художественный фильм «Пётр I», одним из сценаристов которого стал тот же Алексей Толстой. Фильм продолжал дело исторической реабилитации первого русского императора. Кстати, важное, если не центральное место в фильме занял эпизод с возвращением беглого царевича Алексея из-за границы с помощью искусной дипломатии Петра Толстого (за которую он, первый из графов Толстых, и получил свой титул). Таким образом, и основателя собственного аристократического рода «красный граф» возвеличить не забыл.





4. В 1940 году художник Пётр Кончаловский (1876-1956), любивший своими произведениями эпатировать публику, изобразил писателя.



П.П. Кончаловский. А.Н. Толстой в гостях у художника. 1940

Николай Никитин, из воспоминаний: «Вспоминаю рассказ самого Толстого об одном из его портретов. У П.П. Кончаловского есть портрет Алексея Толстого. Он превосходен. Кончаловский сперва написал Толстого, а потом перед ним на первом плане написал чудеснейший натюрморт. Это были блюда, кушанья, бокалы. Это был Алексей Толстой за обедом. Этот портрет как будто опрокидывал все традиции русского писательского портрета. Казалось, в нём нет ничего от литературы.
Прибавка к портрету была сделана заочно, без ведома Толстого.
Когда портрет был готов, Толстой обомлел. Ему показалось - не выпад ли это против него? Посмотрел на Кончаловского как на злоумышленника... Провёл ладонью по лицу, точно умываясь (свойственный ему жест), и вдруг фыркнул и хлопнул Кончаловского по плечу:
- Это здорово! Это чёрт знает что, Пётр! - Он прищёлкивал пальцами, подыскивая определение. - Это, это... Поедем обедать!»

История, СССР, Даты, Искусство, Литература, советская печать

Previous post Next post
Up