Подсудимые-поэты Егор Штовба и Артём Камардин
Из новостей: Тверской суд Москвы назначил 5,5 лет колонии Егору Штовбе и 7 лет Артёму Камардину, которые у памятника Маяковскому читали стихи, содержавшие, по оценке суда, оскорбления в адрес российской армии и Донбасса.
Сразу вспоминается, что ведь открытое диссидентское движение в СССР началось, строго говоря, не с демонстрации на Пушкинской площади 5 декабря 1965 года в защиту писателей Даниэля и Синявского, а с чтений у памятника Владимиру Маяковскому, в день его открытия, 29 июля 1958 года. Сначала читали свои стихи официальные поэты, потом стали подходить желающие из публики и тоже читали стихи.
На следующий день, и потом, и потом «вечера поэзии» продолжались. К осени 1960 года они стали регулярно проходить по выходным, причём читались уже довольно крамольные стихи. Постоянный участник чтений поэт Юрий Галансков часто читал свой «Человеческий манифест»:
Это - я,
Призывающий к правде и бунту,
Не желающий больше служить,
Рву ваши чёрные путы,
Сотканные из лжи.
............................
О, небо! Не знаю, что делаю...
Мне бы карающий нож!
Видишь, как кто-то на белое
Выплеснул чёрную ложь!
Видишь, как вечера тьма
Жуёт окровавленный стяг.
И жизнь страшна, как тюрьма,
Построенная на костях.
Юрий Галансков (1939-1972). Фотография 1966 года
Кадр из художественного фильма «Москва слезам не верит» (1980), где поэт Андрей Вознесенский сыграл самого себя, читающего стихи у памятника Маяковскому
Вот уж поистине, они «не знают, что делают», как признался Галансков, что тогда, что сейчас. Жизнь в СССР в 1958 году была им страшна... наверное, жизнь в России в Святые девяностые, с невыплатами зарплат и пенсий по полгода, обыденными уличными расстрелами, гражданскими войнами по окраинам страны и «новыми русскими» на шестисотых мерсах должна была понравиться.
«И вообразите себе, - вспоминал диссидент и участник чтений Владимир Буковский, - что всё это произносится в центре Москвы, под открытым небом, в той самой Москве, где ещё семь-восемь лет назад за такие слова, сказанные шёпотом, влепили бы десять лет без всяких разговоров».
Закончилось это арестом троих участников чтений (В. Осипова, Э. Кузнецова и И. Бакштейна), которые получили от пяти до семи лет заключения.
Похоже? По-моему, очень. Диссидентское движение увенчалось спустя 33 года (1958-1991) откатом истории назад, из социализма в капитализм, и распадом государства. Сложно сказать, сознают это нынешние «чтецы на Маяке 2.0», но победа их движения откатит историю ещё глубже назад, в прошлое, и мы окажемся где-то посреди эпохи феодальной раздробленности... или рабовладельческого строя... хорошо ещё, если не первобытнообщинного.
Такие дела. И всё это происходило под укоризненным взглядом молчаливой фигуры пролетарского поэта.
Действует параллельный блогу
ДЗЕН-КАНАЛ НОВОСТЕЙ