120 лет автору самой праздничной картины о 1937-м

Nov 25, 2023 22:46



Юрий Пименов (1903-1977). Новая Москва. 1937

26 ноября исполняется 120 лет художнику Юрию Пименову (1903-1977). Самая знаменитая его картина - «Новая Москва», написанная в 1937-м. В открытом кабриолете по столице едет автомобилистка (в качестве модели художнику позировала его жена). Главное в картине, конечно, праздничное настроение обновлённой Москвы, умытой дождём, в солнечный летний день. И ещё, пожалуй, ощущение, что эта девушка заглядывает в будущее, да и просто движется в него. Вот оно - впереди! И будущее это - яркое и солнечное, полное счастья и радости. Хотя для наших современников дата создания картины навевает совсем иные ассоциации, и один из её комментаторов, Сергей Иванников, мрачно замечал: «У меня есть серьёзные сомнения в том, что героиня «Новой Москвы» доживёт до конца года в своей московской квартире».
Но будущее оказалось неожиданным...
Наступившее будущее Юрий Иванович изобразил на картине, которая является очевидным продолжением темы «Новой Москвы». Тот же ракурс... даже, наверное, та же девушка (а модель - точно та же самая, жена художника).



Юрий Пименов. Фронтовые дороги. 1944

Да, вот так. А что там впереди, за поворотом фронтовой трассы, кроме сожжённой неприятельской техники?..

Прошли ещё полтора десятилетия, и Юрий Пименов вновь вернулся к этой теме.
Его следующая картина называлась точно так же, как и первая - «Новая Москва».



Юрий Пименов. Новая Москва. 1960

На этот раз девушка едет не по Театральному проезду, а смотрит на эстакаду Крымского моста, которого в 1937 году ещё не существовало. Поменялись марки машин, открытые кабриолеты 1930-х сменились закрытыми моделями, так что картина в этом плане уже выглядит немножко несовременной. Зато стали более раскрепощёнными и свободными нравы, что лаконично обозначено распущенными длинными волосами девушки. А Москва - вновь нарядная, освежённая дождём, залитая солнцем, снова в ожидании наступающего прекрасного будущего...
Но будущее вновь оказалось неожиданным. Прошло ещё 15 лет, и...
Нет, художник больше не возвращался к теме девушки за рулём. Да и открытые кабриолеты к 1970-м окончательно вышли из моды, встретить их на московских улицах стало практически невозможно. Но мотивы «Новой Москвы», по-моему, ясно чувствуются в этой картине Пименова 1975 года. Вновь поражающий новаторской архитектурой городской пейзаж. Снова молодая девушка, повернувшись к зрителю спиной, вглядывается в незнакомое, но прекрасное будущее. Вот только это уже не Москва и даже не Советский Союз, а... Токио.



Юрий Пименов. Токийское окно. 1975

Может быть, художник почувствовал что-то, разлитое в воздухе 1970-х? Тогдашняя интеллигенция зачитывалась сборником очерков Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры» о Японии (1971). Эти очерки с упоением обсуждали едва ли не все 70-е, я даже помню в детстве эти мечтательные разговоры среди взрослых. В каком-то смысле Япония с её урбанистическим пейзажем становилась образом будущего. Тогда надо отдать должное чуткости художника к веяниям времени. Кстати, небольшой подтверждающий это штришок: если в 1937-м Пименов стал одним из авторов парадного портрета той эпохи - «Новой Москвы», потом получил две Сталинские премии, то в 1966-м подписал известное письмо интеллигенции к Л.И. Брежневу против... реабилитации Сталина.

Интересно, какое будущее он нарисовал бы нам сегодня?..



Юрий Пименов

История, СССР, Даты, Искусство

Previous post Next post
Up