День в истории. «Самая лохматая, самая одинокая, самая несчастная в мире собака»

Nov 03, 2023 00:56



Карикатура Бориса Ефимова. 1957 год

3 ноября 1957 года взлетел второй советский космический корабль - «Спутник-2». И, чтобы развить и усилить успех первого советского спутника, в нём на космическую орбиту отправилось первое живое существо в истории Земли. Первый космонавт планеты! Это была собака по кличке Лайка. Первоначальная кличка собаки была Кудрявка, но вскоре её переименовали в Лайку за звонкий заливистый лай.
«Пассажир второго спутника собака Лайка в отличие от своих четвероногих коллег Малышки, Козявки, Альбины и Дамки, не раз летавших на ракетах, до сей поры не имела стажа астронавта... Лайка - небольшая по размерам собачка, весит около 5 килограммов. Родословная её, к сожалению, неизвестна. Характер у Лайки флегматичный, покладистый: находясь в виварии, она не вступала в ссоры со своими четвероногими соседями. Первые сведения, полученные по радио, свидетельствуют о том, что и в условиях невесомости Лайка не утратила своего спокойного нрава». (Из статьи С. Морозова в журнале «Огонёк», ноябрь 1957 года). Между прочим, упомянутая в статье Альбина избежала космической судьбы, поскольку в момент старта второго спутника как раз ожидала потомства. А другая кандидатка в полёт, Муха, была недостаточно фотогенична для «звезды» фоторепортажей: её облик портили несколько кривые лапы.
И весь этот научно-технический триумф омрачался тем, что Лайке предстояло погибнуть во славу науки - конструкция спутника не предусматривала возможности её возвращения из космоса. По этой причине Лайку очень жалели, а один из специалистов, готовивших её к полёту, доктор медицинских наук Владимир Яздовский, незадолго до старта взял собачку к себе домой - чтобы познакомить её со своими детьми и дать ей возможность поиграть с ними. «Мне хотелось сделать ей что-нибудь приятное, - вспоминал потом Яздовский. - Ведь ей жить оставалось совсем недолго».
Итак, первое живое существо покинуло нашу планету и стало космическим путешественником. Эксперимент с Лайкой оказался очень недолгим: контейнер, в котором она находилась, перегрелся до 40 градусов уже после четырёх витков вокруг планеты, и собака погибла. Это произошло спустя 5-7 часов после взлёта, хотя она должна была прожить на орбите около недели. Но учёные получили немало важной информации о полёте, которая помогла обеспечить дальнейшие безопасные полёты животных и людей. Полёт показал, что живое существо может пережить запуск на орбиту и невесомость. Следующие космические странники - собаки Белка и Стрелка - уже благополучно вернулись на Землю.



Фотография собачки-дворняжки Лайки с застывшим на морде жертвенным выражением в космическом аппарате произвела в мире огромное впечатление и настоящую сенсацию

Однако вокруг полёта Лайки тотчас разгорелась борьба, в том числе и международная. Западная пресса и политики вмиг сделались решительными зоозащитниками, и накинулись на СССР. Предлагали вместо собаки запустить Хрущёва. «Самая лохматая, самая одинокая, самая несчастная в мире собака», - так писала газета «Нью-Йорк таймс». Советская печать цитировала письмо в ООН какой-то женщины из штата Миссисипи, которая внесла такое «гуманное» предложение: «Если для развития науки необходимо посылать в космос живых существ, в нашем городе для этого есть сколько угодно негритят». Однако сложно усомниться, что западной кампанией «сочувствия к Лайке» двигала отнюдь не любовь к животным, а ревность к советскому научному прорыву и желание его умалить. Споры о судьбе Лайки дошли до самой высокой в мире трибуны - Генеральной ассамблеи ООН! Вот что не без едкой иронии заявил, выступая на сессии ООН, представитель Кубы Эрнесто Че Гевара:
«Американское общество защиты животных протестует перед зданием, где проходит данная сессия, по поводу судьбы Лайки в советской ракете. У нас сжимается сердце от жалости к бедной собачке. Но вот что-то не слышно какого-либо протеста филантропов в США по поводу убитых кубинских крестьян в результате бомбардировок и обстрела с самолётов В-26 хижин «гуахирос». Может быть, по политическим соображениям одна небольшая собачка стоит дороже тысячи кубинских крестьян?!».



Эрнесто Че Гевара (1928-1967)



Рисунок Кукрыниксов. «Сердобольный колонизатор. - О, варвары! Бедную собачку обидели!» Приёмник сообщает: «Русские запустили спутник с собачкой». 1957 год

«Триумф был полный. Никто из нас не сомневался, что американцы посрамлены, - писал в своих мемуарах конструктор Борис Черток. - Только английское общество защиты животных выразило протест по поводу мученической гибели Лайки. В ответ на это наша табачная промышленность срочно выпустила сигареты „Лайка“ с изображением этой симпатичной собачки».
Увековечить память собаки-мученицы науки всеми возможными и невозможными способами: на сигаретах, папиросах, спичечных коробках, почтовых марках, открытках, значках, фантиках от конфет, коробках от тахинной халвы, настенном фарфоре, настольных украшениях, детских игрушках... выглядело достойным ответом на подобные упрёки и обвинения со стороны Запада.



Коробка «Лайка» для тахинно-ванильной халвы кондитерской фабрики имени Марата. 1957



Сигареты «Лайка». 1958



Сигареты «Лайка»



Фантик от конфет «Лайка»



Этикетка от папирос «Лайка». 1958



Папиросы «Спутник» в честь полёта «Спутника-2». Звёздочкой на карте помечена Москва



Внутри папиросной коробки изображена Лайка



Этикетка спичечная. 1950-е



Сувенирная настенная тарелка «Лайка - первый путешественник в космос». 1958



Сувенирная настенная тарелка. 1958



Монгольская почтовая марка. 1957



Польская почтовая марка. 1960-е



Румынская почтовая марка. 1960-е



Значок с изображением Лайки. 1958



Детский игрушечный волчок с изображением собаки-космонавта



Карикатура 1957 года: Лайка разбудила своим лаем Большую и Малую Медведиц



Открытка «Международный геофизический год. Лайка - первый путешественник в космос». 1958. Художник Е. Гундобин



Композиция на письменный стол из металла: изображает Лайку на фоне «Спутника-2». 1958

Однако в СССР этот полёт тоже восприняли неоднозначно: запуск собаки в космос без возможности возвращения расстроил множество людей. Не отстали и антисоветские анекдоты:
«Чем жизнь в космосе отличается от жизни на земле? В космосе собачья жизнь уже закончилась».
«Луна спрашивает у Спутника: «Как тебя одного выпустили из Советского Союза?». Спутник: «А за мной другой идёт, большой, с собакой».
«Наш советский стиль - соединение возвышенного полёта с собачьей жизнью»...
Из статьи В. Полынина в журнале «Огонёк», 10 ноября 1957 года: «Одна девочка, которую зовут Таней и которой шесть лет и семь месяцев, просила передать «дядям, зачем же они послали на небо собачку, лучше было верблюда: он может долго не кушать».
Споры шли и шире, о самом отношении к освоению космоса. Противники этого имелись и в СССР, хотя обычно они не афишировали своё мнение. Вот прямо удивительная по меткости карикатура Виктора Чижикова (известного своими иллюстрациями к «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэролла и эскизом олимпийского медвежонка-1980), высмеивающая такого ретрограда-художника. Вероятно, это Илья Глазунов, который уже тогда вовсю малевал церкви и иконы.



Рисунок Виктора Чижикова (1935-2020). «- Опять спутник летит, своим бибиканьем творить мешает!»

Этот критик спутника, изображающий на своих холстах полуразвалившиеся церквушки - очевидно, поклонник патриархальности и седой старины. Но были в СССР и другие люди, вполне молодые, считавшие себя очень передовыми и прозападными, и тоже смотревшие на спутники... по-своему. В той же статье В. Полынина из журнала «Огонёк» за 10 ноября 1957 года, между прочим, говорилось: «Во всём мире в десятках иностранных языков появилось новое, всем понятное, звучное слово: «Sputnik». Оно стало самым популярным словом. Не случайно бармен из Буффало (США) завлекает посетителей в бар новым коктейлем - «Спутник». «...три «бип» напитка «Водка», - рассекречивает автор свой рецепт, - и один «бип» вермута размешиваются в направлении орбиты, затем в напиток добавляется сателлит - круглой формы луковица».

Вот упомянутая выше «стиляжная» публика на карикатуре 1957 года:



«С кочки зрения.
- Я слышала, в Америке уже коктейль «Спутник» придумали!
- Ну вот! А мы опять отстали!..» Рисунок Егора Горохова (1927-2006)

Даже Белка и Стрелка, благополучно вернувшиеся «со звёзд», во время полёта продолжали между собой обсуждать судьбу Лайки. :) По крайней мере, в советских диафильмах для детей:



Завершая тему полёта Лайки:





Памятник Лайке, установленный в 2008 году



Воображаемая встреча: два первых космонавта

История, космос, СССР, история в предметах, Даты, Че Гевара

Previous post Next post
Up