Сказка о Мальчише-Плохише, и о том, как его не приняли в буржуинство

Oct 06, 2023 23:55



«Мы же свои, буржуинские!»

13 июня 2023 года на встрече с военкорами Владимир Путин впервые публично произнёс фразу «мы свои, буржуинские!». 5 сентября повторил её, выступая на заседании дискуссионного клуба «Валдай». Значит, фраза эта в его речи не случайна, чем-то она ему приглянулась, что ж, ну и мы тогда присмотримся к ней повнимательнее.
Начнём по порядку. Прежде всего, откуда фраза? Само словечко «буржуин» - оно вообще-то из сказки Аркадия Гайдара о Мальчише-Кибальчише. И кто там мог подобную реплику произнести? Ох, не Мальчиш-Кибальчиш, совсем не он. Совершенно другой персонаж. Вот этот:



Но в самой гайдаровской сказке такой фразы нет. Зато она есть в советской экранизации сказки 1964 года (откуда взяты приведённые кадры), где Мальчиш-Плохиш кричит нечто подобное буржуинам, которые бросают его на произвол судьбы, отдают неприятелю. Вот дословно то, что он им кричит:
«А я? Как же я-то? Меня куда? Я их тоже боюсь. Возьмите меня с собой, а? Я всё буду делать, что хотите, ну, дяденьки. Я сапоги буду вам чистить, за столом прислуживать, за сигарами буду бегать. Ну, дяденька, ну, вот вы, возьмите меня с собой, а? Это ведь я, Плохиш, вы помните меня, да, дяденька? Это я ведь вам помог. Я машинку подложил, я рукоятку повернул. (Падает на колени). Я же ваш, буржуинский! (Взрыв снаряда)».



«Я же ваш, буржуинский!»

Кто хочет, может на эту душераздирающую сценку полюбоваться в самом фильме, на 1:08. Слабонервным не смотреть. :)

image Click to view



Чем же Мальчиш-Плохиш заслужил вначале милость у Главного Буржуина?
Канонический текст сказки гласит:

«Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им сделать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним.
- Радуйтесь! - кричит он им. - Это всё я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил, и зажёг я все ящики с чёрными бомбами, с белыми снарядами да с жёлтыми патронами. То-то сейчас грохнет!
Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья.
Сидит Мальчиш-Плохиш, жрёт и радуется.
Вдруг как взорвались зажжённые ящики! И так грохнуло, будто бы тысячи громов в одном месте ударили и тысячи молний из одной тучи сверкнули.
- Измена! - крикнул Мальчиш-Кибальчиш.
- Измена! - крикнули все его верные мальчиши».

В фильме Плохиш не столь инициативен, он совершает измену по наущению буржуинского агента - приводит в действие адскую машинку, которую от него получает. Зато сценка последующего награждения Плохиша расписана во всех подробностях. Оглашается приказ:

«Записать Мальчиша-Плохиша в наше славное Буржуинство... Выдавать Мальчишу-Плохишу ежедневно варенья - 10 банок, печенья - 20 пачек, халвы ореховой - полтора килограмма, а сгущённого молока - по 24 банки в сутки!» Главный Буржуин к этому ласково добавляет: «А ещё за твоё предательство и измену, которые ты совершил для торжества нашего буржуинского дела, награждаешься высшим буржуинским орденом - Белым Крестом Предателя первой степени!».

Как известно, Владимир Владимирович - 1952 года рождения, значит, впервые он, вероятно, услышал эту фразу в 12 лет, когда фильм вышел на экраны, и с тех пор она прочно запала ему в память... Ох, нестандартные были кинематографические герои в детстве у Нашего Всего, нестандартные. Но, как говорится, дело вкуса.
Так что же он сейчас заявил, так сказать, по мотивам этой сказки?
13 июня: «И вы знаете, я уже говорил, это не секрет, и нашим западным партнерам, как я их всё время называл, мы же всё предложили, мы считали, что мы свои, буржуинские, мы хотим быть в этой семье так называемых цивилизованных народов. И в НАТО я удочки забросил: давайте рассмотрим эту возможность, - нас щёлк оттуда, даже рассматривать не стали...»
А вот что дополнил 5 сентября: «Я уже говорил об этом публично - и нашим союзникам, нашим партнёрам. Ведь был момент, когда ваш покорный слуга просто высказал предположение: а может быть, нам и в НАТО вступить? Но нет, в НАТО такая страна не нужна. Нет. Спрашивается, а что ещё-то? Мы-то считали, что мы уже вот, свои, извините, как у нас в народе говорят, буржуинские. Чего ещё? Противостояния идеологического больше нет. В чём проблема? Видимо, проблема в геополитических интересах и надменном отношении к другим. Вот в чём проблема, в самоуверенности».

Потом он ещё вернулся к этой мысли и развил её:
«Те люди, которые начали зачем-то бороться с Россией сегодняшней после 1991 года, я отчасти сказал об этом в своём выступлении… Я вообще не понимаю, зачем они это сделали - только из-за самоуверенности и из-за глупости, по-другому никак не могу сказать. Я всё время задаю себе вопрос: зачем? Ведь мы же руки развели: мы хотим, мы вот здесь. Нет, начали пытаться добивать. Зачем? Тем не менее они начали это делать».

То же самое он повторил в отношении сербов, о которых его спросили:
«И в отношении сначала Югославии, а потом Сербии: зачем? Сербия же тоже вроде ко всему была готова, обо всем хотела договориться. Нет, надо додавливать, додавливать. Знаете, я многократно слышал: надо додавить, это слабое звено. Вот такая философия. Почему именно сербов надо было додавить? Я, честно говоря, не знаю».

Не понимает? Не знает? Из-за самоуверенности? Из-за глупости?.. Только из-за них?..
Но этому в той же речи предшествовало такое рассуждение:
«США и их сателлиты твёрдо взяли курс на гегемонию - военную, политическую, экономическую, культурную, даже морально-нравственную, ценностную. Нам с самого начала было понятно, что попытки установить монополию обречены на провал. Мир слишком сложен и многообразен, чтобы его можно было подчинить одной схеме, пусть даже за ней и стоит мощь, огромная мощь Запада, накопленная веками колониальной политики. Ведь и ваши коллеги - многие здесь отсутствуют, но они не отрицают, что благосостояние Запада в значительной степени было достигнуто благодаря ограблению колоний на протяжении веков. Это же факт. Фактически такой уровень развития был достигнут за счёт ограбления всей планеты. История Запада - по сути хроника бесконечной экспансии. Западное влияние в мире - это огромная военно-финансовая пирамида, ей всё время нужно новое топливо для поддержания себя самой - природные, технологические, человеческие ресурсы, принадлежащие другим. Поэтому Запад просто не может остановиться и не собирался этого делать. Наши аргументы, увещевания, призывы к разуму, предложения просто игнорировались».

Вот тут спорить не приходится, однако как же это сочетается с «не знаю» и «не понимаю»? Вот тут всё как раз встаёт на свои места: «нужно топливо». «Нужны ресурсы». «Поэтому Запад просто не может остановиться». Вот именно, не может! Бывший Советский Союз, Россия, постсоветские ресурсы - это именно такое топливо. И какой смысл на этом фоне взывать к «разуму» голодного крокодила, «увещевать» его? Неужели он хочет кого-то проглотить только «из-за глупости»? Да разум, если бы он у него был, диктовал ему ровно то же самое, что диктует простой голод: что надо глотать, глотать, глотать все доступные пищевые ресурсы. И бессмысленно взывать к нему, доказывая: «я же свой, крокодильский!». Крокодильский - ну, так извольте пожаловать в пасть, милости просим... После завершения переваривания и усвоения станете частью крокодила - чего ж вам больше?..

Ещё одно интересное место в том, что говорилось на «Валдае», связано с вопросом, заданным Даяна Джаятиллеки, бывшим в 2018-2020 годах Чрезвычайным и Полномочным Послом Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка в России. Конечно, Шри-Ланка - социалистическая республика больше по названию, но сам г-н Джаятиллека - известный левый учёный, автор книг, одна из которых называется, между прочим, «Этика насилия Фиделя: моральное измерение политической мысли Фиделя Кастро». А сама Шри-Ланка не далее, как в 2022 году, пережила успешные народные выступления, которые проходили в том числе под такими вот портретами:



Г-н Джаятиллека спросил:
«Я представляю Шри-Ланку. Я был послом в Российской Федерации. Западный блок решил оснастить Украину дальнобойными ракетами, кассетными боеприпасами, которые могут достигнуть территории Российской Федерации, а также они хотели предоставить F-16. Очевидно, что вы сейчас столкнулись с войной, с империализмом, с прокси-войной, и, как Вы уже сказали, здесь есть и нацистские элементы. С исторической точки зрения, господин Президент, с империализмом боролись на поле боя. Это и китайские коммунисты, коммунисты в Северной Корее и Вьетнаме. Они одержали победу над Соединёнными Штатами. Что касается империализма, его критиковал больше всего Ленин. Вопрос в следующем: перед лицом этого вызова, этой угрозы со стороны этих сил, возможно, пришло время провести переоценку 1917 года, потому что китайцы, вьетнамцы, северокорейцы были детьми этого года. Не считаете ли Вы, что пришло время пересмотреть события этих лет?..»

Это вызвало небольшую дискуссию Путина с ведущим заседание:
«В. Путин: Прошу прощения, уточните, пожалуйста, пересмотреть что? И кому что надо пересмотреть - у Вас такой сложный вопрос - начиная с 1917 года?
Ф. Лукьянов: Если я правильно понял, коллега спрашивает: не пора ли пересмотреть в более позитивную сторону отношение к революции, к коммунистам и тому периоду нашей истории?
В. Путин: Пересмотреть именно отношение к периоду нашей истории 1917 года?
Ф. Лукьянов: 1917-го и далее. Извините, что я трактую, но я так понял, да.
В. Путин: Зачем трактовать, когда есть автор этого вопроса?»

Джаятиллека разъяснил свой вопрос: «Позвольте кратко разъяснить, о чём я говорю. Поскольку мы подвергаемся нападкам империализма и элементам фашизма и поскольку в истории уже были случаи успешной победы над империализмом в Китае, в Корее, во Вьетнаме, и тексты про империализм писал Ленин, - возможно, уже пришло время меньше критиковать события 1917 года и восстановить исторический статус тех событий - как французской, американской и китайской революции».

Ответ Путина:
«Меньше критиковать события тех лет, в том числе и в самой России, я так понимаю? Да, Вы правы. Правы в том смысле, что нужно меньше заниматься критиканством, а больше заниматься глубоким, в данном случае даже научным, анализом реалий, которые происходили в то время, которые происходят сейчас. Да, Вы правы.
Единственное, что нужно давать глубокие оценки, в том числе оценки, связанные с идеологизацией. Сейчас я буду говорить собственное мнение, каждый из здесь присутствующих может поспорить с ним. Нужно давать и правильные оценки идеологизации межгосударственных отношений и геополитических интересов. Кроме отношений между классами, отношений в рамках так называемой классовой борьбы… Мы не придавали значение - и даже после событий 1991 года, после развала Советского Союза мы ещё находились в парадигме классовых отношений и идеологических отношений и не замечали, что есть чисто геополитические интересы.
Вот отношения Запада с Китайской Народной Республикой. Был момент, когда пытались - и небезуспешно - стравливать Китай и Советский Союз, Россию. Потому что Китай был самый слабый - не страшно [было]. Теперь, когда Китай начал расти, под руководством той же Компартии и сегодня Председателя Си Цзиньпина его мощь возрастает чуть ли не каждый день - всё, теперь уже идёт возврат… И тогда, когда пытались использовать Китай, тогда забыли про все идеологические разногласия, а сейчас опять их возрождают. Но по сути-то в основе политики США в отношении Китая - страхи геополитического характера. Мощь, растущая мощь Китая - вот что пугает, а не то, что там какие-то права человека нарушаются или права национальных меньшинств. Разве это кого-то беспокоит реально? Нет, это только инструмент борьбы с Китаем, вот и всё. То же самое в отношении России. А в целом, глобально - да, нужно давать общие, более глубокие оценки. Во всяком случае, я с Вами соглашусь в том, что огульно всё выбрасывать на «свалку истории», всё, что происходило под руководством коммунистических партий того времени, о котором Вы сказали, конечно, огульно всё это мазать одной краской нецелесообразно и даже вредно. В этом смысле я с Вами согласен».

Разумеется, конкуренция, притом самая острая, существует и между самими буржуями и буржуазией разных стран, но неужели это новость, и для объяснения этого тривиального и давным-давно известного факта надо непременно привлекать реакционную лженауку под названием «геополитика» и столь же реакционную лженаучную «теорию цивилизаций» г-на Хантингтона? Без этого никак?..

А если всё сказанное гостем из Шри-Ланки перевести на простой и понятный язык, то он спросил: а не кажется ли вам, г-н президент, что время вашей эпохи, с её драпировками Мавзолея и прекрасными сказками про коварную ленинскую бомбу и ненужные советские галоши, попросту истекает? И неумолимо наступает следующая эпоха, которая подразумевает «восстановление исторического статуса революции 1917 года - как французской, американской и китайской революций»?
Даже в далёкой Шри-Ланке разумным людям понятно, что давно пришло время «перемены декораций» (Чернышевский, напомню, этим выражением обозначал нечто гораздо большее). Нелепо бороться с империализмом и колониализмом со стыдливо задрапированным Мавзолеем, под знамёнами, на которых гордо красуются профили Ивана Ильина и Александра Солженицына. Да ещё зачарованно повторяя снова и снова в жизни, как в фильме: «Мы же свои, буржуинские!..»

Действует параллельный блогу ДЗЕН-КАНАЛ

Рекоммунизация, Россия, Путин, Реставрация

Previous post Next post
Up