День в истории. Свитер старика Хема

Sep 09, 2023 16:15



8 сентября 1952 года вышло в свет первое издание повести Эрнеста Хемингуэя (1899-1961) «Старик и море», за которую писатель получил Нобелевскую премию. Считается, что на этой знаменитой фотографии автор чем-то похож на своего героя, старого рыбака. Кто поймёт спустя годы, что обозначала для целого поколения эта фотография «старика Хема» в 1960-е и 1970-е годы? Она красовалась тогда (в чёрно-белом варианте) во многих квартирах советских интеллигентов - так называемых шестидесятников. Свитер крупной вязки, борода, на похожих фотографиях ещё нередко присутствовала трубка...



Сергей Харламов (1942 г.р.). Хемингуэй. 1969

Например, персонаж советского мультсериала о Простоквашино (1978-1984) - папа дяди Фёдора - одет по типично «хемингуэевской» моде, что легко «считывалось» современниками мультика:



Пожалуй, черты облика «старика Хема» были столь же знаковыми для того поколения, что и бакенбарды для дворян пушкинского поколения. Тогда они обозначали, между прочим, вольномыслие, неприятие «тиранов». Да-да, ведь в предшествовавшую эпоху императора Павла «тиран» запрещал дворянству носить бакенбарды!
А теперь «свободу» стали символизировать борода и вот такой «грубый» свитер.
Менее известно, что снимок был сделан канадским мастером портрета Юсуфом Каршем в 1957 году на Кубе, и идея надеть на писателя свитер принадлежала фотографу - он искал в его гардеробе какую-нибудь одежду, которая отвечала бы духу произведений Хемингуэя - мужественной романтики, без прилагательных и лишних слов, выраженной глаголами и существительными. Свитер, между прочим, был вовсе не грубым, а очень дорогим, от модного дома Christian Dior.
Стихи Александра Кушнера 1973 года:
Он в свитерке,
Он в свитерке по всем квартирам
Висел, с подтекстом в кулаке.
Теперь уже другим кумиром
Сменён, с Лолитой в драмкружке.
Однако Набоков место Хемингуэя не занял...
Автор этих строк, кстати, к числу поклонников писателя не принадлежал, ни тогда, ни позднее. Ещё в брежневские времена прочитал стоявшее дома на книжной полке «Прощай, оружие!», которое показалось мне нестерпимо скучным. Отношение автора к войне я не понял, но у меня осталось впечатление, что он её воспевает. Мне было лет 12-13. Мама у меня с любопытством спросила:
- Ну, как тебе понравился Хемингуэй?
- Не понравился.
- А почему?
- Ну... Милитарист.
- Милитарист? - удивилась она. - По-моему, наоборот...
Примерно в те же годы я прочитал романы Ремарка о Первой мировой - вот это было да! А это...

ПРОДОЛЖЕНИЕ

История, Даты, символика и геральдика, личности, Литература

Previous post Next post
Up