70 лет назад. ГЗ МГУ, или Коммунизм и демократия в одном отдельно взятом здании

Sep 03, 2023 12:57



1 сентября 1953 года торжественно открылось Главное здание МГУ на Воробьёвых горах - самая высокая из семи «сталинских высоток», 235 метров со шпилем. Вплоть до 1990-х годов - высочайшее здание в Европе. Сталина уже не было в живых, но высаженные цветочные клумбы ещё повторяли лозунги в его честь. Потом и клумбы замолчали... А ещё вплоть до 1960-х вокруг здания бродили лоси... Это фотография 1961 года:



Написал в комментариях бывший студент: «Я учился в МГУ в 1969-1973 годах. Никогда не забуду, когда у метро «Университет» машина сбила лося. Наверное, у животных были какие-то старые миграционные тропинки, которые потом перерезали городские коммуникации...»
Автор этих строк учился там позднее, в 1980-е, и лосей, конечно, уже не встречал. Хотя летом 1986-го возле Главного здания МГУ меня как-то поразила гигантская гусеница, деловито ползшая по асфальту рядом с Главным зданием, по-моему, это была гусеница махаона, но за давностью лет могу и ошибаться.
Ещё из интересного, происходившего внутри Главного здания, стоит упомянуть попытку «коммунизма», строительство которого предпринял ректор МГУ академик Иван Петровский (1901-1973). Характерно, что этот проект затеял именно Петровский, сам беспартийный, автор скептических высказываний о бюрократии вроде: «На административную работу можно назначать лишь того, кто её ненавидит. Администратор не может принести пользы! Задача хорошего администратора - минимизировать вред, который он наносит». Иван Георгиевич возглавлял МГУ с 1951 года до своей смерти в 1973 году, и нередко вступал в конфликты с партийным руководством университета. Л.И. Брежнев как-то при встрече сочувственно спросил у него: «Скажите, вам очень мешает ваш партком? Если мешает, мы решением ЦК распустим его и объявим новые выборы». Петровский в тот момент мог бы посчитаться со своими оппонентами, но великодушно ответил Леониду Ильичу, что ему важна позиция генсека, а работать он может с любым парткомом.
А «коммунизм» в МГУ по Петровскому состоял в его идее о том, что самый простой обед для студентов должен быть бесплатен. Так и было при его жизни в столовых МГУ, и даже некоторое время после него. Воспоминания бывшего студента Московского университета Александра Ермакова: «А ещё, как гласят Легенды МГУ, при Академике Петровском в ГЗ [Главном здании МГУ] были введены некоторые существенные элементы коммунистического строя. В столовых ГЗ-шных хорошо кормили, и еда там была дешёвая, студенты за основное меню, разумеется, платили. Но было ещё и дополнительное меню - несколько блюд, которые были вообще бесплатны - суп-баланда, квашеная капуста, чёрный хлеб и горчица, а ещё чай (вот тут, если честно, я не очень понял, был ли бесплатным сладкий чай или несладкий, но всё равно здорово)! То есть фактически, на случай, если у кого совсем уж нету денег, то для него можно было бесплатно отыскать и первое (баланда!), и второе (квашеная капуста!) и третье (чай!) и даже приправу (горчица!). Понятно, что качество такой еды далеко от французского ресторана, но, во-первых, бесплатно, во-вторых, съедобно, да и полезна квашеная капуста для здоровья... Можно было не отвлекаться на такие глупости, как деньги, подработки, расчёт и перерасчёт доходов-расходов, каждый студент знал, что с голоду не помрёт, и это давало сильную моральную поддержку и поднимало уважение к МГУ и администрации универа... Как говорят в Легендах, придумка о бесплатной еде принадлежала именно что самому Петровскому лично. Не слышал также, когда именно бесплатная еда прекратилась. Скорее всего, это шло постепенно. Какие-то рудименты этого ещё оставались в ГЗ аж до конца 1980-х, но не в основных столовых, а была такая маленькая столовая в зоне «Б», напротив большой столовой в зоне «Б» внизу, сейчас её уже нет, там, кажется, какой-то магазин. Так вот, аж до 1990-го года в той маленькой столовой был бесплатный хлеб, бесплатная горчица, а квашеная капуста стояла в большом таком тазу поодаль от раздачи, правда, не бесплатно, но, заплатив всего одну копейку в кассу, можно было накладывать сколько хочешь». Из бесплатного меню в столовых Главного здания МГУ при Петровском были ещё, как рассказывают, настой шиповника и дрожжевой напиток, они стояли в графинах на столах.
И только на первый взгляд может показаться странным, что идея внедрить в МГУ элементы коммунизма принадлежала беспартийному ректору...
Впрочем, не всё было так безоблачно и гладко со студенческим питанием в МГУ при Петровском: довелось ректору пережить и «сарделечный бунт» студентов. Вот как бывший студент Е. Таранов описывал эти события, разыгравшиеся в мае 1956 года. «21 мая студенты обнаружили в буфете несколько килограммов некачественных сарделек. Работники комбината питания не признали обвинений... Студенты объявили бойкот столовой. Секретарь парткома начал говорить, что такие методы борьбы за улучшение работы столовых неправильны, что это не советский метод и т.п. Тогда студенты-филологи 25 мая выставили у столовой на Стромынке пикеты и никого не пустили в помещение. К ним присоединились студенты других факультетов. «Студенты вывесили лозунг: «Если ты не хочешь питаться, как скот, - поддерживай бойкот!». Студентов примчались уговаривать и увещевать представители РК и МГК КПСС... Петровский с тревогой говорил потом на заседании парткома: «У нас за последнее время был целый ряд больших неожиданностей. Всё было хорошо. Вдруг забастовка... я не знаю, что может быть завтра. Вообще, это страшно! Мы не знаем обстановки, в которой находимся... Это меня пугает». Отметим, что уговаривать протестующих студентов кинулось не только руководство МГУ, но и руководители столичного уровня - работники Московского горкома партии. Разумеется, были приняты меры по улучшению качества студенческого питания.
Как уже сказано выше, в Главном здании МГУ аж до 1990 года сохранялась столовая, где часть блюд была бесплатна - для студентов, которые легкомысленно растратили всю свою стипендию и вынуждены теперь дотягивать до следующей. Сам я в этой столовой, к сожалению, ни разу не был, хотя по времени мог бы успеть.



Зато при мне, в конце 1980-х, внутри Главного здания наблюдались совсем иные тенденции: пышным цветом расцвела «демократия». В обширном холле на первом этаже появились стенды с неформальной печатью. 22 мая 1989 года я даже из исторического любопытства переписал всё, что там висело: прежде всего, многообразные газеты националистов из Прибалтики и других республик СССР, с протестами против разгона митинга 9 апреля в Тбилиси, с программами Народных фронтов. Висели ксерокопии листов журнала «Гласность», издаваемого Сергеем Григорянцем. Висел экземпляр газеты Демсоюза «Свободное Слово» от 11 апреля с эпиграфом А.И. Герцена «Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло». Листы заявления общества «Память», заканчивавшиеся словами «За Родину, за Сталина!». А также вывешенная кем-то подборка цитат из Ленина на 16 листах - но не за Ильича, а против него, где он призывал расстреливать, сажать, высылать и т.д. Рядом работала «кооперативная» точка торговли, где продавали фанту и свежие хачапури. Можно было купить тёплый ещё хачапури и, жуя его и запивая фантой, поглощать одновременно всю эту контрреволюционную отраву прелесть. Кстати, вся она свободно продавалось в том же Главном здании, в одной из аудиторий, да и возле самих стендов продавцы самиздата нередко стояли, никто их не трогал. Как-то тем летом в Главное здание заглянул старый советский журналист-международник Юрий Жуков (1908-1991), купил пачку самиздата, даже немножко подискутировал с продававшими его девушками-студентками. Потом написал об этом статью в «Правде», с обзором антисоветского самиздата, где главной мыслью было (цитирую по памяти): «Самой неприступной крепостью должна быть голова советского человека!». Тогда он казался окружающим каким-то замшелым брежневским динозавром, доживавшим свои последние дни, а потом вдруг стало ясно: а ведь он был совершенно прав...



1988 год. Президент США Рональд Рейган выступает в Главном здании МГУ

Действует параллельный блогу дзен-канал «Исторические хроники»

История, СССР, Даты, Перестройка

Previous post Next post
Up