А.М. Герасимов на фоне картины «Деревенская баня». 1938
12 августа (31 июля) - день рождения одного из самых именитых советских художников 1930-х и 1940-х годов, Александра Герасимова (1881-1963). Главный художник Советской страны, любимый живописец Сталина (неофициально) - так его называли. Его кисть изображала самые трагические и драматические моменты советской истории.
Александр Герасимов. Выстрел в народ. (Покушение на В.И. Ленина 30 августа 1918 года). 1961
А.М. Герасимов. Надежда Сергеевна Аллилуева в гробу. 1932
А.М. Герасимов. Г.К. Орджоникидзе в гробу. 1941
А.М. Герасимов. И.В. Сталин у гроба А.А. Жданова. 1948-1949
А.М. Герасимов. И.В. Сталин в гробу. 1953
Однако после создания последней картины фортуна отвернулась от художника. В эпоху «оттепели» именитого живописца больше не осыпали щедрыми премиями и наградами, как прежде, а наоборот, он стремительно терял прежнее влияние. Sic transit...
Появлялись такие злорадные шаржи на его падение с былых высот.
Николай Муратов (1908-1992). Медведь на воеводстве. 1959
А это, естественно, картина периода золотого века художника:
А.М. Герасимов. Художники на даче у Сталина. 1951 год
Здесь он изобразил самого себя в гостях на даче Сталина. Сидя рядом с Климом Ворошиловым, с трубкой, как и сам вождь, он делает зарисовки происходящего. Напротив Иосифа Виссарионовича в позе примерного ученика сидит другой художник - Исаак Бродский (1883-1939), бывший до Герасимова «живописцем номер 1» СССР, изображённый не без некоторой доли иронии, а из-за спины Бродского выглядывает Евгений Кацман (1890-1976). Последний, кстати, оставил довольно интересный мемуарный очерк об этой
встрече, происходившей 6 июля 1933 года.
И не трауром единым, конечно...
А.М. Герасимов. «В.И. Ленин на трибуне». 1930 год. Самая востребованная в послесталинский период картина художника - воспроизводилась в миллионах экземпляров
А.М. Герасимов. Тегеранская конференция руководителей трёх держав. 1945
Фрагмент предыдущей картины
Любопытно, что тот же Александр Герасимов написал и такую картину по теме Тегеранской встречи:
А.М. Герасимов. Встреча президента США Франклина Делано Рузвельта с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви
А.М. Герасимов. В.М. Молотов выступает на заседании в Большом театре 6 ноября 1947 года. 1948. В этой речи Молотов сказал: «Все дороги ведут к коммунизму».
А.М. Герасимов. Портрет И.В. Сталина. 1939
Из статьи Александра Герасимова «Распад буржуазного искусства» в журнале «Огонёк» за май 1949 года:
«Чем иным, как не издёвкой над зрителем, можно назвать полотна «ведущих» буржуазных живописцев, изображающих вместо людей каких-то ублюдочных уродов с разложившимися от гниения лицами? У каждого нормального человека такие «картины» не могут вызвать ничего, кроме отвращения. А вот за рубежом находятся искусствоведы и критики, объявляющие этот бред шедевром и призывающие художников обращаться не только к духовному облику человека, но и к его «внутренностям», «ко всей человеческой машине».
Такое «искусство» способно довести зрителя до нервного потрясения. Да так оно и бывает. Не так давно в Америке небезызвестный художник-сюрреалист Сальвадор Дали, девиз которого - «Параноик пользуется реальной действительностью для утверждения обуревающей его идеи», встретился со своеобразным «протестом» против «новаторского» оформления им (Дали) витрин универсального магазина. Об этом рассказывает Дерек Картэн в книге «Такова Америка». «Дали, - пишет Картэн, - понаставил в витринах обычное для него огромное скопище причудливых и слегка непристойных предметов». И когда художник задумал поместить эти предметы в ванну, «отороченную мехом», то «ошарашенный и возмущенный нью-йоркский житель проник в универсальный магазин и разыскал Дали. Между ними завязалась жестокая драка... В конце концов Сальвадор Дали вылетел из своей витрины, прижимая к себе ванну и выкрикивая дикие проклятья...»
Сальвадор Дали (1904-1989)
О моральном бесстыдстве и безнравственности буржуазного искусства свидетельствует и скульптура Генри Мура «Семейная группа». Вместо людей скульптор изображает каких-то доисторических животных с головами пресмыкающихся.
А между тем буржуазная критика оценила это уродство, как гениальное произведение. Американский журнал «Мэгэзин оф Арт» поместил о Муре восторженную статью, снабдив фоторепродукцию «Семейной группы» изречением самого автора: «Красота в смысле поздней Греции или Ренессанса не есть цель моей скульптуры». Как видим, кредо автора - безобразие, а цель его творчества - патология.
Таких примеров можно привести десятки».
Генри Мур. Семейная группа. Фотография этой работы была приведена в качестве одной из иллюстраций к статье А. Герасимова
Но, возвращаясь к произведениям нашего мэтра. Для него самого излюбленной темой в творчестве была, как ни странно, тема пейзажа после дождя. Одна из самых дорогих ему картин - «Мокрая терраса. (После дождя)».
«Мокрая терраса. (После дождя)». 1935
А вот тут он добавил на изображение пейзажа после дождя кое-кого, лично ему хорошо знакомого:
А. Герасимов. «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле». 1938 год. Этот холст был, вероятно, самой популярным произведением художника до 1956 года
Получилась картина, в шутку прозванная в народе «Два вождя после дождя».
А это полотно, по данным Исторического музея, где оно находится, является наиболее популярной работой художника в настоящее время:
А. Герасимов. «Гимн Октябрю». 1942
Любопытно, что изображает оно торжественное заседание в Большом театре в 1942 году по случаю 25-летия Октября, которого (заседания) никогда в реальности не было. Или, можно сказать, что заседание состоялось только на картине Герасимова. Короче, чистый сюрреализм! :)