К 150-летию Шаляпина. Как в России сносят память артиста, или «Это копыто чьё надо копыто!»

Feb 13, 2023 18:40



А.Я. Головин. Шаляпин в роли Мефистофеля. Опера Гуно «Фауст» (1905) и опера Бойто «Мефистофель» (1909)

13 (1) февраля исполнилось 150 лет со дня рождения Фёдора Ивановича Шаляпина (1873-1938). Как известно, одной из ролей, составивших Фёдору Ивановичу славу, была роль Мефистофеля в опере Гуно «Фауст». Трудно даже вообразить, насколько популярным стал этот образ - Шаляпин в роли Мефистофеля - в русском обществе в начале прошлого века. Но мы можем судить об этом по огромному числу изображений, в том числе почтовых открыток, запечатлевших Шаляпина в этой роли.





На фото - Ф.И. Шаляпин в роли Мефистофеля (в опере Гуно «Фауст»).



А ещё можно судить по тому, насколько широко разошёлся этот образ. Вот, например, известная карикатура советского художника Дени «Троцкий в представлении благочестивой Антанты».



«Троцкий в представлении благочестивой Антанты». Дружеский шарж Дени

Кто бы сейчас мог подумать, что образ Троцкого - «князя мира сего» Дени рисовал с того же Шаляпина? Между тем это очевидно так:



А это - фантик от «конфекты» «Мефистофель», которая выпускалась в Ленинграде в 20-е годы:



Трудно усомниться, что её популярность тоже связана с образом, созданным Шаляпиным... Даже детали костюма и обуви на фантике «конфекты» повторяют сценический костюм Ф.И. Шаляпина.



Сценический костюм Ф.И. Шаляпина для роли Мефистофеля

В 1910 году, как раз в разгар популярности шаляпинского Мефистофеля, в Питере, на Петроградской стороне по проекту архитектора Александра Лишневского был построен доходный дом на Лахтинской улице - знаменитый «дом с Мефистофелем». Фронтон здания украшала статуя... ну, разумеется, того же персонажа.



И на протяжении столетия, а вернее 105 лет, дом был излюбленным местом паломничества туристов и уникальным напоминанием о театральном творчестве Ф.И. Шаляпина.
Могут спросить: а какое это всё имеет отношение к современности, кроме, конечно, памятной даты? К сожалению, самое прямое...
26 августа 2015 года около трёх часов дня прохожие увидели следующую сценку - с крыши «дома с Мефистофелем» над тимпаном фронтона свесился мужчина с кувалдой, которой он начал колотить по знаменитой скульптуре. Спустя недолгое время она откололась и с грохотом упала на землю, разбившись на куски. Осколки горельефа вандалы увезли с собой... Ранее, как утверждают, священник находящейся напротив местной церкви Ксении Блаженной категорично заявил, что «этой статуи тут не будет».

Вот её и не стало:


Погромщики статуи, впрочем, нисколько не скрывались. Вину в организации уничтожения исторического памятника взял на себя бездомный (!) православный бизнесмен (!) Василий Щедрин. И этот бездомный щедрой рукой внёс за уничтожение памятника компенсацию в размере 664 тысяч рублей. После чего восхищённые такой щедростью следователи закрыли уголовное дело. А вывоз обломков горельефа в день погрома заказал не кто-нибудь, а депутат и глава Петроградского исполкома «Единой России» Андрей Бреус. Он и вовсе не понёс никакой ответственности... Заметим, что свои кровные денежки «бездомный бизнесмен» все до копеечки... получил обратно. Он, оказывается, перевёл их куда-то не на тот счёт, и ему их, естественно, вернули. Ловкость рук и никакого мошенства!

image Click to view


«Учись, Микаэль, как надо работать без отмычек!»

Могут спросить: а что же с горельефом? Не захотели ли восстановить уничтоженный вандалами памятник городские власти? Не-а. Вернее, сразу после уничтожения скульптуры власти сквозь зубы заявили, что капитальный ремонт «дома с Мефистофелем», включая и сам горельеф, числится в программе капремонта под пунктом 10473, и работы запланированы аж на 2021-2023 годы. Нынче на дворе настали и даже уже почти прошли и эти годы. На момент написания этих строк горельеф по-прежнему не восстановлен. Вот так и «чтит» память Шаляпина современная Россия...



Ещё вспоминается отрывок из «Трудно быть богом» Стругацких:

«Именем его», - пробормотал Румата и пошел дальше мимо другого всадника, который старался достать копьём искусно вырезанную деревянную фигурку весёлого чёртика, торчащую под карнизом крыши. За полуоторванной ставней на втором этаже мелькнуло помертвевшее от ужаса толстое лицо - должно быть, одного из тех лавочников, что ещё три дня назад за кружкой пива восторженно орали: «Ура дону Рэбе!» - и с наслаждением слушали грррум, грррум, грррум подкованных сапог по мостовым. Эх, серость, серость... Румата отвернулся».

Печально тут то, что сами Стругацкие и либеральная советская интеллигенция, чьи взгляды они выражали, как раз с восторгом поддержали в 1991-1993 годах, да и позднее, этих самых лавочников, начисто забыв, что «за серыми всегда приходят чёрные». Вот они и пришли, причём сразу во многих странах и в разных обличьях - где исламских клерикалов, где «православных бизнесменов», где бандеровцев со своим пресловутым томосом etc. А теперь эти самые господа являют нам своё «помертвевшее от ужаса толстое лицо» и выражают возмущение по поводу триумфального шествия «скреп». «Эх, серость, серость...»

Ещё стоит заметить, что вообще-то изображать Сатану и чертей на иконах в православной и христианской иконописи вполне принято и традиционно. Вот примеры:











Эти иконы нередко красуются в храмах, и - ничего. Невероятно, но факт: нежные и ранимые чувства «православных бизнесменов» это никак не оскорбляет. Максимум - во время некоторых церковных обрядов (крещения, например) они плюют в сторону Сатаны (да и то символически). Крушить в храмах мерзкие образы диавола и разнообразных бесов кувалдами, по благочестивому образцу Тех-кого-нельзя-называть под чёрными знамёнами, им отчего-то в голову не приходит. Их интересует только и исключительно светское искусство. Шаляпин в образе Мефистофеля - подходящая мишень для их кувалды. Сатана в образе Сатаны - нет. В общем, «эта нога - кого надо нога». Даже если это не нога, а страшно вымолвить - копыто. :)

Действует параллельный блогу ДЗЕН-КАНАЛ
Подписывайтесь, если понравилось.

История, Даты, символика и геральдика, клерикализм, Искусство, Россия, Реставрация

Previous post Next post
Up