Публикация 29 декабря. От цареубийцы до "гения фашизма"

Dec 29, 2022 05:17

День в истории. От цареубийцы до "гения фашизма"


29 декабря 1918 года в Петрограде перед Николаевским (ныне Московским) вокзалом в рамках ленинского «плана монументальной пропаганды» установили бюст революционерки Софьи Перовской. Автором его стал итальянский скульптор Итало Орландо Гризелли (Italo Orlando Griselli, 1880-1958), проживший несколько лет в России, где его называли на русский манер Орландо Оливеровичем. Памятник был примечателен в двух отношениях: во-первых, это был, вероятно, первый советский памятник женщине. А во-вторых, видимо, первый памятник в России цареубийце. Поэтому на открытие пригласили старых народовольцев, так, там присутствовал Николай Морозов, бывший соратником Софьи Перовской.
Однако «первый блин вышел комом». Из открытия получился скандал. Дело в том, что автор статуи работал в новаторской технике кубофутуризма. Скульптор Л. Шервуд рассказывал в своих мемуарах: «Когда памятник Перовской был открыт, то вместо русской революционерки все увидели могучую львицу с громадной причёской, с мощными формами лица и шеи, ничего общего не имевшую с реальным образом Перовской. Это так поразило и оскорбило присутствующих, что памятник был немедленно закрыт. Решено было больше не давать футуристам заказов». Анатолий Луначарский, присутствовавший при открытии скульптуры, вспоминал: «Хуже выходили памятники с левым уклоном, так, например, когда открыта была кубически стилизованная голова Перовской, то некоторые прямо шарахнулись в сторону, а 3. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят». Нарком добавлял: «Многих огорчило чрезвычайно нечеловеческое изображение Перовской».
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Даты, красные даты, Искусство, Россия, Луначарский, цареубийство, Народная Воля, История, революционеры

Previous post Next post
Up