Что писал 9 лет назад. Скрижали

Dec 15, 2022 23:44



«Cкоро весь мир будет наш!»

15 декабря 1918 года советский журнал «Вооружённый народ» публиковал стихи Марка Рудного «Новые скрижали»:
Мы раздробили старые скрижали
И новые воздвигли над собой.
За них пойдём на смерть, за них - на бой,
За них века мы долгие страдали.
Нет собственности. Родина - планета.
Молитва наша труд. Мы все равны.
Земные блага всем равно даны.
Нет господина. Нет владыки света.
Мы сами - боги и в добре и зле.
Единые владыки на Земле.

Эти стихи были переопубликованы в этом блоге 9 лет назад, в 2013 году, но интересно поподробнее разобрать, как обстоит дело с перечисленными в них «скрижалями».
Скрижали оказались не вечными, надо признать. «Родина - планета»? Такая формулировка уже к концу 20-х годов, пожалуй, устарела. Не «Родина-планета», а «СССР - отечество всех трудящихся планеты», это ещё куда ни шло!
Что касается «молитва наша труд», то эта «скрижаль» продержалась дольше других, примерно до начала 90-х. Дворянство царской России вплоть до 1917 года в открытую именовало простонародье, то есть всех трудящихся, «чернью». Сохранило эту милую привычку и после революции, в эмиграции. Послевоенных эмигрантов - отнюдь не друзей советской власти - немало коробило, когда старые эмигранты простодушно спрашивали у них что-то вроде: «Вы ведь сами из порядочной семьи, не из черни?..»
Революция 1917 года и новая красная власть провозгласили совершенно иное отношение к труду и трудящимся. Как пелось в революционной песне:
Мы путь земле укажем новый,
Владыкой мира будет труд!
Это уважительное отношение к труду казалось в СССР настолько самоочевидным, естественным и незыблемым, что оно сохранялось до поры до времени даже у оппозиционной интеллигенции. Ещё в 60-е годы братья Стругацкие устами своего героя вполне искренне провозглашали: «Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!». А диссидент-академик Андрей Сахаров (кстати, сам - трижды Герой Социалистического Труда) в своей первой диссидентской работе «Размышления...» (1968) одобрительно отмечал, что социализм «как никакой другой строй... возвеличил нравственное значение труда» и «только социализм поднял труд до вершины нравственного подвига». Но уже в позднесоветское время среди «продвинутой» прозападной молодёжи бытовало отношение к труду, которое отражено на этом рисунке:



Рисунок Леонида Каминского (1931-2005). 1964 год. «- Слыхал, Гарик-то совсем опустился: пошёл в шахту работать!»

Однако в 60-е годы, вероятно, от такого рассуждения поморщились бы даже диссиденты. Но факт остаётся фактом - постепенно именно это отношение шаг за шагом стало для нашей «элиты» мейнстримом. К началу 90-х труд стал предметом презрения, как, впрочем, и «знания», а предметом культа - только деньги.
«Земные блага всем равно даны». Ну, это даже не смешно, когда одни уже давно катают своих собачек корги на международные выставки на персональных самолётах, а другие собирают с миру по нитке деньги на спасение жизни ребёнка (и не могут собрать)...
«Нет господина». С 1991 года, увы, есть...
«Нет собственности». У большинства действительно почти нет, но кое у кого - ого-го сколько...

Кстати, подшивка упомянутого журнала находится в Отделе русского зарубежья РГБ (бывшей Библиотеки имени Ленина). Почему именно там, хотя журнал совершенно большевистский - на первый взгляд, загадка. Но разгадка, вероятно, заключена в том, что в журнале много фотографий Льва Троцкого - «Троцкий и Свердлов», «Троцкий на Южном фронте», портрет Троцкого на обложке и т.д. Хотя что же тут странного - как-никак, Лев Давидович был в то время главой Красной Армии.

Действует параллельный блогу ДЗЕН-КАНАЛ
Подписывайтесь, если понравилось.

стихи, История, СССР, Даты, Реставрация

Previous post Next post
Up