День Правды

May 04, 2022 22:44



5 мая - день большевистской печати. Так его называли вначале, потом стали говорить «день советской печати», потом просто «день печати», и в конце концов, в год победы контрреволюции, в 1991 году, отменили. В этот день 110 лет назад, в 1912 году, вышел первый номер газеты «Правда». Среди её сотрудников был обозначен В. Ильин, то есть Владимир Ильич Ленин...
Название газеты, надо признать, было выбрано блестяще. Ведь «правда» по-русски - это не только «истина», но и «справедливость». В других языках такого слова нет. Впрочем, русские революционеры всегда были мастерами на такие многозначные названия. Например, название партии «Народная Воля» тоже обозначало и «свободу народа», и одновременно - исполнение его воли.
Потом «Правда» много чего пережила, закрытия и запреты и при царском правительстве, и при Временном, и при ельцинском. И где она теперь, большевистская печать? Бразильский левый карикатурист Карлос Латуфф шутливо сравнил блог автора этих строк с «Правдой», это, конечно, незаслуженный комплимент, но оставляя данный блог в стороне, можно сказать, что вот в таком разорванном на мелкие клочки виде - разрозненных сетевых ресурсов - ныне «Правда» и существует. Увы...
А о чём писала «Правда» в своём первом номере от 22 апреля (5 мая) 1912 года?
Конечно, ничего сверхъестественного там не было. Газета начиналась на подъёме рабочего движения после Ленских событий (а у нас нынче спад), поэтому в первом номере читаем и о забастовке извозчиков, и о протесте приказчиков... А вот рядовая заметка из колонки новостей:

«Св. синод по телеграфу запросил епископа саратовской епархии Алексия и настоятеля царицынского монастыря архимандрита Иринарха о том, насколько достоверны полученные синодом сведения о выходе из Царицына 200 поклонников Илиодора, направляющихся якобы во Флорищеву пустынь на поклонение о. Илиодору».

Отец Илиодор (Труфанов) - известный царицынский священник, который срубил голову Гидре революции. Это уже не из «Правды»:



«Гидра революции» была сооружена и сожжена, как считается, между 9 и 27 июля 1911 года

Текст печатного комментария к фотографии:
«Нам удалось достать «гидру революции», сооружённую иждивением иеромонаха Илиодора и снятую перед тем, как она была торжественно сожжена на площади города Царицына в присутствии почитателей Илиодора. Когда впервые в газетах появились известия об этом средневековом курьёзе, изобретённом иеромонахом, Илиодор публично заявил, что сообщение о «гидре» и о сожжении её - наглый вымысел левых газетчиков - его врагов. Фотография - это документ. Впрочем, существование и ауто-дафэ илиодоровской «гидры» нашло себе подтверждение и в специальном расследовании, произведённом по поручению министерства внутренних дел. Утверждают, что эта история и была первым толчком в длинной эпопее падения бывшего в то время в большом фаворе иеромонаха Илиодора».

Вот чем люди занимались, среди прочего, за 5 лет до революции, вот что их волновало. Возня и грызня между черносотенцем Илиодором, Григорием Распутиным (Илиодор с ним боролся, книгу «Святой чёрт» против него написал, убийцу Хионию Гусеву к нему подослал с ножом, которая ему брюхо распорола) и властями. За отца Илиодора! На поклонение ему, айда все во Флорищеву пустынь!..



Григорий Распутин, епископ Гермоген и монах Илиодор. Фото Карла Буллы

После Февраля 1917 года «Правда» стала выходить вновь, и мгновенно допекла либералов и буржуазию до белого каления. Из либерального журнала «Новый Сатирикон» сразу после Февральской революции:





Рисунок Алексея Радакова. «Разогнался.
Русский эсдек (из «Правды»): - Товарищ немецкий рабочий! Протянем друг другу руки!
Немецкий эсдек: - Не могу свою протянуть: шрапнели для войны делаю!»

Вы только посмотрите на этих нахальных большевиков: вздумали 8-часового рабочего дня требовать. Экая наглость! А ведь ещё не приехал в своём «пломбированном вагоне» из Швейцарии Владимир Ильич Ленин, ещё не прозвучали ошеломительные «Апрельские тезисы», ещё и «Правда» проповедует «поддержку Временного правительства, постольку-поскольку оно закрепляет шаги революции», а либералы уже вовсю скрипят зубами и мечут в адрес «Правды» громы и молнии...
Поневоле задумаешься: а если бы Ленин не добрался до Петрограда со своей сверхреволюционной программой, что бы было? Ведь ярость либералов всё равно рано или поздно прорвалась и обрушилась бы на головы большевиков. И тогда не сносить им этих голов...

В том же духе выступала в первый месяц революции против «Правды» и другая либеральная пресса. Например, журнал «Бич»:





«Ленин за своей газетой. - Не в «Правде» правда, а в том, что все узнали, что я получил два миллиона от Вильгельма! Но это ещё не вся правда: удавлюсь, если всю узнают!».

А в советское время «Правду» читали все: и Ильич...





И Никита...



И второй Ильич...



...И писатель-диссидент Варлам Шаламов. Хотя Шаламов всегда подчёркивал, что он советский - и писатель, и человек. Данное фото с «Правдой» - отнюдь не случайное, это тоже своеобразная демонстрация с его стороны. Сам слышал от одного из диссидентов, притом ещё осуждавшего на словах «антисоветчиков», то есть не слишком правого, как он над этой фотографией смеялся: «Шаламов ещё с таким серьёзным видом её читает... (смеётся) внимательно разглядывает её»



А это другой диссидент, марксист Алексей Разлацкий, автор «Второго Коммунистического манифеста». Вот для него чтение «Правды», конечно, было вполне органичным

А это небольшой эпизод из времён заката «Правды», чтобы легче было понять, как это происходило.

18 сентября 1989 года «Правда» перепечатала статью из итальянской газеты La Repubblica от 14 сентября «Eltsin, la glasnost al bourbon». «Американская ночь «перестройки» пахнет виски, долларами и освещается светом прожекторов, - повествовала «Репубблика». - Борис Ельцин, народный герой Москвы, Кассандра Горбачёва, обличитель гласности, проносится над Америкой, как вихрь; его слова вылетают и возвращаются обратно. Он оставляет за собой след в виде предсказаний катастроф, сумасшедших трат, интервью и особенно запах знаменитого кентуккского виски «Джек Дэниэл» с чёрной этикеткой. Поллитровые бутылки он выпивает в одиночестве за одну ночь в своём гостиничном номере в Балтиморе, куда он приехал по приглашению факультета политических наук университета Джонса Хопкинса. Ошалевшего «почётного профессора», который рано утром приехал за ним, чтобы отвезти его в конференц-зал университета, Ельцин одарил слюнявым пьяным поцелуем и наполовину опорожнённой бутылкой виски. «Выпьем за свободу», - предложил ему Ельцин в половине седьмого утра, размахивая наполненным стаканом, одним из тех, в которых обычно хранятся зубные щетки и паста в ванной комнате. Но выпил он в одиночестве». «Для Ельцина Америка - праздник, сценические подмостки, бар длиной в 5 тыс. км. А для Америки Ельцин - новая чудесная игрушка, кукла с типично русским лицом, которая говорит то, что ни один русский не решался сказать раньше. Даже Буш не устоял перед соблазном немного порезвиться и пригласил его на несколько минут в Белый дом, чтобы «ещё раз продемонстрировать нашу поддержку Горбачёву и его политике реформ», как пытался оправдаться Буш, но это был всего лишь приём вежливости».
Как нетрудно теперь понять, эта публикация была чистейшей правдой, хоть и изложенной в «жареном» жёлтом ключе, и вызвала массовое горячее возмущение... против «Правды». Ей никто не поверил! Сторонники Ельцина немедленно принялись протестовать, в том числе на улицах и площадях, утверждая, что всё написанное «Правдой» с подачи «Репубблики» - чёрная клевета. Одна из таких уличных акций:



Акция сторонников Б.Н. Ельцина у здания газеты «Правда». Сентябрь 1989 года

21 сентября газета была вынуждена... извиниться перед Ельциным. А 3 октября 1989 года по советскому телевидению была показана речь Ельцина в США, где он выступал, будучи явно нетрезвым. И... увиденному опять никто не поверил. Мол, умельцы из КГБ нарочно растянули кадры и речь получилась заторможенной, как у пьяного. Обе эти публикации - в газете и на экране - резко повысили популярность Ельцина. Мои родственники позднее объясняли мне, почему они не поверили этой публикации. «Не то, что мы думали, что он не может быть пьяницей. Но мы считали, что он не стал бы пить в Америке, у всех на глазах, не стал бы вести себя так глупо!». Как видим, житейский здравый смысл не всегда срабатывает в политике...
В итоге в октябре пришлось бесславно уйти в отставку... главному редактору «Правды» Виктору Афанасьеву.

История, СССР, Даты, диссиденты, Шаламов, Россия, советская печать

Previous post Next post
Up