Энгелина Тареева о Троцком

Oct 21, 2021 01:58

Энгелина Борисовна Тареева, которую называют «самым пожилым блогером русского ЖЖ» (она родилась в 1925 году) - яблочница, то есть либералка. Сама она себя определяет, как «левый центр» - ну, пусть будет леволибералка. Но это именно она сделала достоянием гласности фразу Алексея Навального, обращённую к яблочнице-азербайджанке: «А ты, чернож*пая, вообще молчи, твоё место на рынке». И написала: «Я считаю Алексея Навального самым опасным человеком в России», сравнив его с германскими нацистами. Всё это вызывает к ней некоторую симпатию, несмотря на её либеральные взгляды. Видимо, действительно леволибералка. :)
А вот что она написала о Троцком:



«Троцкий был блестящим оратором. До сих пор психологи и социальные психологи пытаются разгадать загадку действия его речей на слушателей. Это действие было абсолютным. Некоторые даже считают, что у Троцкого были какие-то паранормальные способности. Говорят, что когда, произнося свои речи, он поднимал руки вверх, то заряжался какой-то энергией неизвестного происхождения. Мой сосед по Смольной улице, Владимир Иванович Славин, был свидетелем этого... Это свидетельство из первых уст, и потому оно особенно ценно. Владимир Иванович Славин, дворянин по происхождению и выпускник Высшего Императорского технического училища (теперь это МГТУ имени Баумана), участвовал в Гражданской войне на стороне красных, был начальником штаба полка. Он рассказал мне о своей встрече с Троцким на фронте.
История такая. Полк потерпел поражение в бою и отступил. Как часто бывает в таких случаях, среди бойцов начинаются разброд и шатание. Бойцы винили командиров, говорили, что командиры их предали, потому что все командиры из господ. Штаб выставил посты вокруг дома, в котором он разместился. Боялись нападения своих собственных бойцов. Неожиданно услышали шум едущей машины, и в помещение штаба вошёл Троцкий. Ко всем несчастьям им только Главковерха не хватало. Объяснили Троцкому ситуацию, он сказал: «Соберите бойцов». Ему объяснили ещё раз, как настроены бойцы и что собирать их не нужно, хорошо, что они сами не пришли. Троцкий повторил: «Соберите бойцов». Ему опять пытались что-то объяснять и возражать, но он повторил ещё раз: «Соберите бойцов». С главнокомандующим не поспоришь, бойцам сказали, чтобы они собирались у штаба. Бойцы собирались с бранью, с матом, с обвинениями и угрозами в адрес командиров. Собрались. Троцкий вышел на крыльцо, поднял руку и сказал, отделяя слово от слова: «Железные! Орлы! Революции!» Мгновенно наступила полная тишина. В этой тишине Троцкий продолжил речь, которая длилась примерно 20 минут, затем Троцкий ушёл, и бойцы стали расходиться. Но расходились они совсем не в том настроении, в каком собирались. Что, собственно, произошло? Троцкий показал им масштаб происходящего, показал, в какой борьбе они участвуют, и объяснил, что от исхода этой борьбы зависит будущее всех людей. Ну, а может быть, дело вовсе не в том, что Троцкий им всё объяснил, а в воздействии самой личности Троцкого».

Видимо, Лев Давидович блестяще владел искусством обращения с толпой, в том числе - и не с самой дружественно настроенной толпой. Тут можно вспомнить совет Дмитрия Фурманова в ответ на вопрос «Как взять в руки мятежную толпу?»:
«А вот тебе пятый совет, вовсе неожиданный:
- Польсти: з д е с ь это надо!
Не забывай того, что волнуется перед тобой не рабочая масса, которой можно и надо прямо в глаза сказать серьёзную, суровую правду, - там её поймут. И пусть будет от того стократ тяжелей, но им враз нельзя не сказать эту горькую правду. Крепостная толпа - не такая. Эту с р а з у правдой суровой не возьмешь.
Ты скажешь эту правду, скажешь всю, но не сразу - потом. Скажешь тогда, когда их мысли и сердца будут обмаслены мёдом лести, когда гладко сможет войти к ним правда - жёсткая, сухая, колючая. Они её смогут принять только незаметно для себя, как больной - лекарство в пилюле. Для т а к о г о конца, для своей цели - примени и это средство: нужную дозу лести. И оно пойдёт на пользу, искупится, окупится. Само по себе ни одно средство ни хорошо, ни плохо, оно оценивается только по достигнутым результатам. Не слюнявь, иди к цели. Ты скажи мятежникам такое, ч т о они любят слушать, от чего тают их сердца, от чего опадает их гнев, расползается-ширится доверчивость, пропадает подозрительность, настороженность, недоверие к тебе и твоему делу. А тогда - бери голыми руками. Знаешь - как следователь: он сначала вопросами пятого порядка отвлечёт и усыпит твою бдительность и недоверчивость, а потом, когда распояшешься и обмякнешь, - сам скажешь начистоту, если сам ты не кремнёвый. А какая же толпа - кремнёвая? Буйство - это не сила, буйство только разгул страстей».

Такие дела.



Источник

История, личности, Троцкий

Previous post Next post
Up