День в истории. "Проклятые большевики! Выпустили патриарха..."

Jun 25, 2021 19:15



Рисунок Мина. Журнал «Красный перец». 1923 год. «Испорченная игра. - Ваша карта бита. (Пушкин, «Пиковая дама»). - Как, Тихон, и ты?..»

25 июня 1923 года был освобождён из-под стражи гражданин РСФСР Василий Белавин (в монашестве - патриарх Тихон). Звания патриарха советская власть за ним в тот момент не признавала, поэтому в советских газетах он обычно именовался либо по фамилии, либо как «Тихон» без титула, либо как «б. патриарх». Ранее, 16 июня, Тихон подал заявление в Верховный суд РСФСР. Оно было опубликовано «Известиями» 27 июня, а спустя несколько дней, 1 июля - даже в виде факсимиле. В нём Тихон писал:
«Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причём враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям. Как то: обращение по поводу Брестского мира в 1918, анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном Заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения Суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, то есть освободить меня из-под стражи.



Тихон (в миру Василий Белавин; 1865-1925), патриарх всероссийский в 1917-1925 годах

При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежёвываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции».
4 июля «Известия» опубликовали «„Обращение“ патр. Тихона к „архипастырям, пастырям и пасомым православной церкви российской“», где Тихон пояснял свою позицию: «Что касается моего отношения к Советской власти в настоящее время, то я уже определил его в своём заявлении на имя Верховного Суда, который я прошу изменить меру пресечения, то есть освободить из-под стражи. В том преступлении, в котором я признаю себя виновным, по существу виновно то общество, которое Меня, как Главу Православной Церкви, постоянно подбивало на активные выступления тем или иным путём против Советской власти. Отныне Я определённо заявляю всем тем, что их усердие будет совершенно напрасным и бесплодным, ибо Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я Советской власти не враг. Я понял всю ту неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны её соотечественных и иностранных врагов и которую они устно и письменно распространяют по всему свету. Не минули в этом обойти и меня; в газетах «Новое Время» от 5 мая за № 606 появилось сообщение, что будто бы ко мне при допросах чекистами была применена пытка электричеством. Я заявляю, что это сплошная ложь и очередная клевета на Советскую власть».

Накануне этих заявлений Тихона советская печать писала о том, что над патриархом готовится судебный процесс. Популярный журнал «Огонёк» рассказывал:

«Процесс князей церкви
Вскоре судебная коллегия Верховного суда начнёт слушать дело бывш. патриарха Тихона, иначе - гражданина Белавина, а также ряда его ближайших сподвижников.
Центральной фигурой процесса является сам Тихон. Обвинения, пред'явленные ему, в основной своей части подходят под 59, 69, 119 ст. уголов. кодекса, трактующие о контрреволюционной деятельности, сопротивлении декретам власти и использовании религиозных верований и предрассудков для возбуждения в массах оппозиционного и мятежного настроений. Тихон с момента выбора его патриархом сейчас же стал в резкую и враждебную позицию в отношении Советской власти. В первом же из своих посланий, адресованных «верным чадам церкви», он поносил представителей Советской власти бранными словами. [...]



Страница журнала «Огонёк» за 1923 год с сообщением о предстоящем суде над патриархом

В 1921 г., когда голод поразил наше Поволжье и Советская власть напрягала все силы, чтобы спасти от смерти миллионы голодающих, «святейший патриарх» занял как бы нейтральную позицию, ограничиваясь лишь отпиской. Несколько месяцев позже, когда Советская власть, не имея другого выхода, издала декрет об из'ятии ценностей - Тихон ответил на него циркулярным посланием, в котором называл из'ятие «святотатством» и приглашал всячески против него бороться.
Трибуналы, рассматривавшие ряд дел по сопротивлению из'ятию ценностей, с точностью установили, что кровавые эксцессы, имевшие место в различных городах при из'ятиях, произошли исключительно благодаря «посланию» Тихона. Из привлечённых к суду сподвижников Тихона можно указать на митрополита московского и коломенского Никандра - гр. Феноменова, бывшего вдохновителем известного «послания», и новогородского епископа Арсения, организовавшего сопротивление из'ятию в своей епархии.
Последний имеет крупное контр-революционное прошлое, как председатель «святейшего собора» (1917-18 гг.), избравшего Тихона и выпустившего «к верующим» воззвание, полное ругани против Советской власти и содержащее призыв бороться с ней. [...]
Сам патриарх Тихон уже не первый раз находится под судом. В 1920 г. он был вызван в качестве свидетеля по делу «Виленских чудотворцев» и когда в ходе процесса выяснилось, что Тихон причастен к спекуляции свечами и составлению подложных актов о нетленности мощей - суд постановил привлечь патриарха к ответственности.
В настоящем процессе в состав суда вошли: председатель Галкин, члены суда Неищев и Челышев. Общественным обвинителем выступит ст. пом. прок. Республ. Крыленко, защищать будет Бобрищев-Пушкин».

И вот такой неожиданный поворот: вместо суда патриарх - на свободе. В тот момент советская печать праздновала освобождение Тихона как очередную победу революции. Основной тон был - триумфально-насмешливый. Главным образом - над растерянностью эмигрантов от такого неожиданного поворота.



Рисунок Мина. Журнал «Красный перец». 1923 год. «Душевный разлад. - Проклятые большевики! Выпустили патриарха...»



Карикатура Ивана Малютина из журнала «Крокодил» (за 16 сентября 1923) на патриарха Тихона. «Тихон, как его малюют белогвардейские газеты». Как ни странно, но эта карикатура не против, а скорее в защиту патриарха. Автор рисунка цитирует белогвардейскую газету «Руль»: «Раскаяние Тихона составлено ГПУ, за Тихона выдаёт себя агент ГПУ и вдобавок жид...» и высмеивает подобные утверждения

Но доставалось и самому Тихону. Скажем, фельетонист журнала «Красный перец» резюмировал итоги патриаршего покаяния так: «Получены покаянные слёзы патриарха Тихона и записаны на прибыль воды в Патриарших прудах». А автор журнала «Крокодил», собирая «Музей пролетарской революции (собрание редкостей за 7 с лишком лет)», добавлял туда такой «экспонат»: «Пепел, посыпанный на собственную главу б. патриархом Тихоном в знак чистосердечного раскаяния». Художник Л.М. в «Красном перце» помещал целую историю патриарха Тихона под заголовком «История птички божией. (Наш вклад в хрестоматию)»:










В комментариях церковников-обновленцев к освобождению Тихона проскальзывало уныние. Они предвидели то, что и произошло: что с легализацией тихоновской церкви начнётся закат обновленчества. Так и случилось, хотя формально обновленческая церковь просуществовала до 1946 года.
Кстати, этот момент тоже высмеивала советская печать: на рисунке художника Банта «отцы живой церкви» сетуют «вослед старцу Тихону, уводящему от них и овец и козлищ»: «Что же это такое? Мы на ножницы истратились, а стричь он будет». У ног самих обновленцев осталась всего лишь одна хилая овечка... «Вор у вора дубинку украл», - резюмировал художник.



Рисунок К. Елисеева. 1923 год. Журнал «Красный перец». «Страничка спорта. Всероссийские чемпионы борьбы за божью благодать». Так художник увидел борьбу церковных обновленцев и старой церкви.



Страница журнала «Огонёк» за 1923 год. «Василий Белавин, бывший патриарх Тихон, после своего покаяния в преступлениях против Советской власти возвращается из места своего заключения в Донской монастырь».



Публикации советской печати об освобождении Тихона

Так было ли примирение Тихона с советской властью победой революции или, скорее, наоборот? Примечательно, что более дальновидная часть контрреволюционеров это событие приветствовала. Скажем, Павел Милюков призывал в эмигрантской печати не мешать патриарху Тихону делать то, что он делает. Он писал в газете «Последние новости»: «Великий молчальник Тихон обрёл снова голос. Не нужно мешать ему. Он делает дело великой общественной важности». Алексей Радаков в журнале «Бегемот» комментировал это карикатурой, на которой Тихон изображался в виде наседки, из яиц которой вылупляются генеральчик и кулак. В то время как Милюков сердито шикает на недовольных сотрудников газет «Дни» и «Руль»:
- Тс! Тише вы, шкеты! Разве не видите - его высокопреосвященство заняты делом великой общественной важности!

Сейчас, с исторического расстояния в без малого столетие, можно сказать, что в кратковременном плане покаяние Тихона и легализация возглавляемой им церкви были, конечно, выигрышем революции. Но в долгосрочном - проигрышем...



На рисунке Бориса Ефимова (1924 год) - патриарх Тихон и главный редактор газеты
«Безбожник» Емельян Ярославский миролюбиво пьют вместе чай из блюдечек у самовара. Патриарх смотрит «Безбожник», а Ярославский держит в руке, очевидно, библию. Рядом, дружески обнявшись, прогуливаются кошка и крыса. Фрагмент карикатуры «Кошмарный сон коммуниста после дискуссионного собрания». Рисунок иллюстрирует цитату: «Коммунистическая партия, управляющая государством, не может превратиться в Ноев ковчег, где собраны семь пар чистых и семь пар нечистых. (Из речи т. Зиновьева)».

Кстати, а знаете ли вы, что такое Патти? Нет? Это одно из тех сокращений, которые были так популярны в 1920-е годы, вроде: нэп, ГУМ, пампушка... Что такое нэп (новая экономическая политика) или ГУМ («Государственный универсальный магазин») многие не забыли до сего дня. А Пампуш или пампушка - это такое ныне позабытое и несколько легкомысленное сокращение от слов «памятник Пушкину» (на Тверской улице в Москве). О чём в 1920-е годы была и частушка:
На Твербуле у Пампуша
Ждёт меня милёнок Груша.
А вот что такое Патти? :) Не догадались? Тогда вот ответ (заметка из печати за 1922 год):



Правда, советская печать так сокращать не советовала. Но язык живёт по своим собственным прихотливым законам, не обращая внимания ни на чьи советы и пожелания: поэтому нэп и ГУМ живы в языке и доселе, а вот Пампушка и Патти напрочь забылись...

Портреты контрреволюционеров, Даты, красные даты, клерикализм, личности

Previous post Next post
Up