Роза Люксембург
5 марта - день рождения Розы Люксембург (1871-1919) - революционерки, основательницы Коммунистической партии Германии (КПГ). Кто знает, возможно, вся история ХХ века выглядела бы совершенно иначе, если бы не убийство лидеров КПГ Розы Люксембург и Карла Либкнехта в январе 1919 года...
Ещё об убийстве Розы Люксембург
читать здесь.
Некоторые известные высказывания Розы Люксембург.
«Самая безоглядная революционная решительность и самая великодушная человечность - только в них истинное дыхание социализма. Мир должен быть перевёрнут, но каждая пролитая слеза, которую можно осушить, - это обвинение, а каждый человек, который, спеша по важному делу, просто по грубой невнимательности давит бедного червя, совершает преступление».
Клара Цеткин и Роза Люксембург
«Ленин и Троцкий со своими друзьями были первыми, кто пошёл впереди мирового пролетариата, показав ему пример; они до сих пор всё ещё единственные, кто мог бы воскликнуть вместе с Гуттеном: «Я отважился!». Вот что самое существенное и непреходящее в политике большевиков».
«Русская революция лишь подтвердила... основной урок всякой великой революции, жизненный закон которой гласит: либо она должна очень быстро и решительно рвануться вперёд, сокрушая железной рукой все препятствия и выдвигая всё более далеко идущие цели, либо она будет очень скоро отброшена назад, за свой слабый исходный пункт и задавлена контрреволюцией. В революции не может быть остановки, топтания на месте, самоограничения первой же достигнутой целью. И тот, кто пытается перенести на революционную тактику доморощенную премудрость из парламентских войн мышей и лягушек, показывает только, что ему столь же чужды психология, жизненный закон самой революции, как и весь исторический опыт, что они для него - книга за семью печатями... «Золотой средний путь» не удаётся сохранить ни в одной революции, её естественный закон требует быстрого решения: либо локомотив на всех парах движется вперёд до крайней точки исторического подъёма, либо он откатывается в силу собственной тяжести назад, снова в исходную низину, беспощадно увлекая за собой в пропасть тех, кто своими слабыми силами пытается удержать его на полпути».
(Че Гевара много позднее выразил ту же мысль ещё более ёмко и афористично: «Революция подобна велосипеду - если не движется вперёд, то падает»).
«Быть человеком - значит всё время бросать жизнь на весы судьбы, все время радуясь каждому солнечному дню и каждому красивому облаку».
«Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других».
«Те, кто не двигаются, не замечают своих цепей».
«Внутренне я чувствую себя в таком уголке сада, как здесь, или же в поле, где жужжат шмели и стоит высокая трава, гораздо больше в родной обстановке, чем на партийном съезде. Вам я спокойно могу все это сказать: Вы ведь не станете сразу подозревать меня в измене социализму. Вы знаете, что несмотря на это, я надеюсь умереть на посту: в уличном бою или на каторге. Но моё самое внутреннее Я принадлежит больше синицам, чем “товарищам”».
К сожалению, не всё в деятельности Розы Люксембург было безошибочным. Например, известно, что большевики в 1918 году серьёзно болели прекраснодушием: когда отпускали «под честное слово» будущих вожаков гражданской войны против них. Позднее сама революция исцелила их от этой болезни. А вот Роза Люксембург этого благодетельного лечения зверствами белых не прошла, поэтому её отзывы на деятельность большевиков в 1918 году полны того же прекраснодушия:
«Свобода лишь для сторонников правительства, лишь для членов одной партии - сколь бы многочисленными они ни были - это не свобода. Свобода - это прежде всего свобода для инакомыслящих».
«С подавлением свободной политической жизни во всей стране, жизнь и в Советах неизбежно всё более и более замирает. Без всеобщих выборов, без неограниченной свободы печати и собраний, без свободной борьбы мнений, замирает жизнь в любом общественном учреждении, она становится только подобием жизни, при котором только бюрократия остаётся действующим элементом… Господствует и управляет несколько десятков энергичных и опытных партийных руководителей. Среди них действительно руководит только дюжина наиболее выдающихся умов и только отборная часть рабочего класса время от времени собирается на собрания для того, чтобы аплодировать речам вождей и единогласно одобрять предлагаемые резолюции. Таким образом - это хозяйничанье клики, несомненная диктатура, но не пролетариата, а горстки политиканов...
Более того: такие условия должны привести к одичанию общественной жизни - покушениям, расстрелам заложников и т. д. Это могущественный объективный закон, действия которого не может избежать никакая партия».
Впрочем, она признавала:
«Нельзя требовать от Ленина и его товарищей сверхчеловеческого, ожидать ещё и того, чтобы они при таких обстоятельствах оказались бы способны сотворить чудо, создав самую прекрасную демократию, самую образцовую диктатуру пролетариата и процветающую социалистическую экономику. Своим решительным революционным поведением, своей образцовой энергией и своей нерушимой верностью интернациональному социализму они, право же, сделали достаточно из того, что было возможно сделать в столь дьявольски трудных условиях. Опасность начинается тогда, когда они нужду выдают за добродетель...»
Другая серьёзная ошибка Розы - непонимание ею значения лозунга большевиков о праве наций на самоопределение. Который только и позволил собрать Россию в новое государственное целое из послефевральских осколков империи. Роза право на самоопределение не признавала и отвергала, считала его «пустой фразой».
«Большевики несут часть вины за то, что военное поражение России превратилось в крушение и распад страны. Они сами же в большой степени обострили объективные трудности положения своим лозунгом, который поставили во главу угла своей политики, так называемым правом наций на самоопределение или тем, что в действительности скрывалось за этой фразой, - государственным развалом России. [...] Вместо того чтобы предостеречь пролетариев окраинных стран от любого сепаратизма как чисто буржуазной ловушки и в зародыше подавить сепаратистские стремления железной рукой... они, напротив, вызвали своим лозунгом замешательство в [народных] массах всех окраинных стран и дали простор демагогии буржуазных классов. Таким содействием национализму они [большевики] сами вызвали, подготовили распад России и этим вложили в руку собственных врагов нож, который те намеревались вонзить в сердце русской революции».
Эта критика Розы перекликается с современными обвинениями различных правых о пресловутой «атомной бомбе», якобы заложенной Лениным под Россию. Тут в качестве возражения, вероятно, уместно привести слова другого германского деятеля, гораздо более правого, чем Роза, её противника. Но, в отличие от неё, он увидел не только начало деятельности Ленина, но и её завершение. И сказал об этом так:
В общем же, подводя черту под ошибками Розы, можно сказать о них её собственными словами о большевиках: «Большевики, конечно, допустили в своей политике разные ошибки и, возможно, делают их и сейчас. Но назовите нам революцию, в которой не делали бы ошибок! Представление о революционной политике без ошибок, да сверх всего в такой совершенно беспримерной ситуации, это такая безвкусица, какую способен высказать лишь немецкий поучающий педант».