Зеркало для героя. Почему в советском кино не было инопланетных монстров?

Mar 02, 2021 09:05




Использованы кадры из советских фильмов «Эта весёлая планета» (1973), «Москва-Кассиопея» (1973), «Отроки во Вселенной» (1974), «Гостья из будущего» (1984), «Инопланетянка» (1984), «Гум-Гам» (1985), «Кин-дза-дза» (1986) и западных фильмов «Чужой» (1979), «Нечто» (1982), «Экстро» (1982), «Хищник» (1987), «Факультет» (1998) и «Слизняк» (2006).

Итак, почему в советском кино не было инопланетных монстров? Вначале я думал, что комментарий и не нужен, это очевидно, но обсуждение показало, что это не так. Вообще монстры в советском кино были - достаточно указать на экранизацию гоголевского «Вия» и другие сказочные образы. А вот инопланетных монстров - в кино СССР и соцстран не было и тем более не было в качестве мейнстрима, как в западном кино. Почему? Думаю, что это вытекало из самой сути советского гуманизма, в котором могли быть отсталые, тёмные люди докоммунистической эпохи (как инопланетяне Би и Уэф в «Кин-дза-дза») и даже угнетатели (как господин Пэ-жэ оттуда же), но вот монстры - откуда им было взяться? Тем более их не могло быть в более передовом обществе будущего, пусть и на других планетах.
А вот в западном кино, капстран, понятное дело, чужие планеты так и кишели монстрами. В этом зеркале они без прикрас отражали собственную реальность. И её главный закон - "Homo homini monstrum est".
Такие дела!

«За стеной оглушительно затрещало, и мы оба обернулись. Я увидел, как жуткая чешуйчатая лапа о восьми пальцах ухватилась за гребень стены, напряглась, разжалась и исчезла.
- Слушай, малыш, - сказал я, - что это за стена?
Он обратил на меня серьёзный застенчивый взгляд.
- Это так называемая Железная Стена, - ответил он. - К сожалению, мне неизвестна этимология обоих этих слов, но я знаю, что она разделяет два мира - Мир Гуманного Воображения и Мир Страха перед Будущим. - Он помолчал и добавил: - Этимология слова «страх» мне тоже неизвестна.
- Любопытно, - сказал я. - А нельзя ли посмотреть? Что это за Мир Страха?
- Конечно, можно. Вот коммуникационная амбразура. Удовлетвори своё любопытство».
(А. и Б.Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу», 1965).

История, США, СССР, рынок, Искусство

Previous post Next post
Up