Ну, по рассказу эсерки Б. А. Бабиной, один из лидеров правоэсеров Д.Д. Донской на ее вопрос в Бутырской тюрьме в феврале 1922 года: «Скажите мне, как могло случиться, что эсерка ^ Фанни Каплан по заданию ЦК пошла убивать Ленина?» ответил: «..."Так вот, милочка, а прежде всего, установим: никогда Фанни Каплан не была членом нашей партии... у Теперь второе. Она, действительно, приходила к нам, и именно ко мне лично, а с предложением послать ее убить Ленина. Посмотрел я на нее тогда - женщина она довольно красивая, но несомненно ненормальная, да еще с разными дефектами: глухая, полуслепая, экзальтированная вся какая-то. Словно юродивая! Меньше всего мне приходило в голову отнестись к ее словам серьезно. Я ведь в конце концов не психиатр, а терапевт. Уверен был - блажь на бабенку напала!.." Он помолчал немного. - "Помню, похлопал я ее по плечу и сказал ей: «Пойди-ка проспись, милая! Он - не Марат, а ты - не Шарлотта Корде. А, главное, наш ЦК никогда на это не пойдет. Ты попала не по адресу. Даю добрый совет - выкинь это всё из головы и никому больше о том не рассказывай!»" Сама же Каплан накануне выстрелов и ареста якобы говорила: «Я не Шарлотта Корде, но жить без действия надоело». Думаю, что напрямую сравнивать Каплан с Корде эсерам было не с руки: по прошествии 120 с лишним лет, наблюдая культ Корде в контрреволюционной Франции, все понимали, что Корде в историческом контексте - контрреволюционерка. Какой-нибудь Бальмонт, который в апологетических стихах о "букве К" ставил в один ряд Каплан с монархистами Ковердой и Конради, тот мог бы и Корде туда добавить, благо буква та же... Но и он этого почему-то не сделал.
Интересно, спасибо! Но все же по-моему аналогии с Маратом-Лениным и Корде-Каплан очевидны, черт, как по масштабу и радикальности фигур первых, так и по политической позиции вторых.
Но вот эсеры таких очевидных параллелей видеть не хотели, это факт. Участники революций и контрреволюций вообще редко любят смотреться в историческое зеркало. Это и наших современников касается, уж на что очевидна параллель: Евромайдан - Беломайдан - навальнинг. Однако и её многие в упор замечать не желали...
Жаль, что такой ничтожный ЦК оказался у самой массовой и когда-то, несомненно, самой революционной партии в России. Собственно, этим они и заслужили свой бесславный конец при большевизме. А Россия, выбрав большинством именно эсеров в Учред. Собрание, уже тогда, в 1918, доказала свою левизну и безнадежность - но выводы, увы, из этого сделала только Новодворская лет 70 спустя...
> никогда Фанни Каплан не была членом нашей партии... А нам пишут: Хотя браунинг ей дал глава Боевой организации Семёнов, покушение она готовила самостоятельно и, чтобы не бросить тени на других эсеров, незадолго до его осуществления вышла из партии.
Но это всё не так важно, была она членом партии эсеров или нет. Была революционерка, пострадала от царского режима. Никак не буржуазия.
Экс-народовольца Тихомирова вы тоже назовёте году в 1905-м революционером? А бывшего товарища Ленина Струве, когда он издавал сборник "Великая Россия" в поддержку Столыпина или трудился министром у Врангеля?
Сама же Каплан накануне выстрелов и ареста якобы говорила: «Я не Шарлотта Корде, но жить без действия надоело».
Думаю, что напрямую сравнивать Каплан с Корде эсерам было не с руки: по прошествии 120 с лишним лет, наблюдая культ Корде в контрреволюционной Франции, все понимали, что Корде в историческом контексте - контрреволюционерка. Какой-нибудь Бальмонт, который в апологетических стихах о "букве К" ставил в один ряд Каплан с монархистами Ковердой и Конради, тот мог бы и Корде туда добавить, благо буква та же... Но и он этого почему-то не сделал.
Reply
Интересно, спасибо!
Но все же по-моему аналогии с Маратом-Лениным и Корде-Каплан очевидны, черт, как по масштабу и радикальности фигур первых, так и по политической позиции вторых.
Reply
История повторяется. Потому что в России спустя полтора столетия тоже была своя "Шарлотта Корде"... И ещё ряд интересных совпадений. Ни Корде, ни Каплан не были монархистками, противницами революции вообще. Обе они были из рядов умеренных революционеров, Корде была жирондисткой, Каплан - правой эсеркой. Но в решающий момент обе они, как и сами их партии, перешли на сторону реакции и нанесли едва ли не смертельные удары в самое сердце революции. Нет ли тут определённой закономерности поведения "умеренных революционеров"? И это даёт представление, чего стоит ждать от таких, как они, в будущем...
Но вот эсеры таких очевидных параллелей видеть не хотели, это факт.
Участники революций и контрреволюций вообще редко любят смотреться в историческое зеркало.
Это и наших современников касается, уж на что очевидна параллель:
Евромайдан - Беломайдан - навальнинг.
Однако и её многие в упор замечать не желали...
Reply
Жаль, что такой ничтожный ЦК оказался у самой массовой и когда-то, несомненно, самой революционной партии в России. Собственно, этим они и заслужили свой бесславный конец при большевизме. А Россия, выбрав большинством именно эсеров в Учред. Собрание, уже тогда, в 1918, доказала свою левизну и безнадежность - но выводы, увы, из этого сделала только Новодворская лет 70 спустя...
Reply
А нам пишут:
Хотя браунинг ей дал глава Боевой организации Семёнов, покушение она готовила самостоятельно и, чтобы не бросить тени на других эсеров, незадолго до его осуществления вышла из партии.
Но это всё не так важно, была она членом партии эсеров или нет.
Была революционерка, пострадала от царского режима.
Никак не буржуазия.
Reply
А бывшего товарища Ленина Струве, когда он издавал сборник "Великая Россия" в поддержку Столыпина или трудился министром у Врангеля?
Reply
Leave a comment