Как перевоспитывали последнего императора

Feb 08, 2021 01:49



Пу И в мундире генералиссимуса

7 февраля 1906 года родился последний китайский император Пу И (1906-1967). Над всей Китайской империей он царствовал ещё ребёнком, в 1908-1912 годах, до начала Синьхайской революции. Однако ему ещё довелось поцарствовать на японских штыках, в качестве императора марионеточного государства под названием Маньчжоу-Го, в 1934-1945 годах. Но и тут до него добралась Красная Армия...



Военнослужащие Красной Армии на троне свергнутого последнего китайского императора Пу И. Китай, город Чанчунь, 1945 год

9 августа 1945 года Красная Армия начала военные действия против Японии и спустя несколько дней поганой метлой погнала этого императора с его престола. Сам он был взят в плен.



Рисунок С. Костина. Сентябрь 1945 года. «Трофеи счет любят. В Мукдене, на аэродроме, нашими войсками задержан и интернирован вместе со свитой «император» марионеточного государства Маньчжоу-Го - Пу-И.
- Проверь-ка, Сидоров, ещё разок: самолётов - 483, полевых орудий - 642, императоров - 1».

Несколько лет Пу И пробыл в советском плену, причём просил разрешить ему вступить в ВКП(б). Он писал, что знакомство с трудами Маркса и Ленина в тюремной библиотеке глубоко его впечатлило и изменило его мировоззрение, вызвав желание вступить в партию большевиков. Он также спросил, были ли когда-либо прежде императоры в Коммунистической партии, получил ответ, что нет, и горько вздохнул: «Я мог бы стать первым». Однако ему в этой просьбе отказали... А в 1950 году, после красной революции в Китае, Советский Союз выдал пленного императора в КНР. Он был направлен в Фушуньскую тюрьму для военных преступников в городе Фушунь. Здесь он приобрёл некоторые ценные умения и навыки, которых были напрочь лишены его августейшие предки-паразиты - например, научился завязывать собственные шнурки на обуви и выносить за собой из камеры, пардон, парашу. Он сам про себя в мемуарах писал следующее: «За сорок с лишним лет я ни разу не сложил одеяло, ни разу не постелил постель, не принёс воды, чтобы вымыться. Я даже ноги не мыл себе сам, не завязывал шнурки на ботинках. Я ни разу не притрагивался к таким вещам, как ложка, ручка ножа, ножницы, иголка и нитка».



Экс-император-заключённый сам зашивает свою одежду

В 1959 году бывшего императора освободили как «перевоспитавшегося» по амнистии. Коммунисты великодушно простили экс-монарха и трудоустроили его, нашли венценосцу полезную для общества область деятельности - садовника. И даже более того, 9 июля 1960 года избрали депутатом в Народный политический консультативный совет Китая. Мао Цзэдун тогда говорил в одной из своих речей: «Даже и тех, кто боролся против нас, - генералов гоминьдана, взятых нами в плен, - даже их можно заставить перемениться. Когда они прошли перевоспитание, они уже не были так сильно настроены против нас. Кроме того, есть ещё император маньчжурской династии, с ним дело обстоит точно так же. Сейчас он работает в Народном политическом консультативном совете над литературными и историческими материалами. Теперь он на свободе и может бегать, куда хочет. Прежде, когда он был императором, у него было очень мало свободы. Прежде он мог созерцать только садовые ландшафты с маленькими горами, теперь он свободен. Прежде, когда он был императором, он не отваживался бегать, куда ему хотелось, тогда он боялся, что народ выступит против него, а также побаивался уронить своё достоинство. Когда император бегает куда хочет, разве это дело? Отсюда следует, что человека можно переделать. Но не нужно применять насилие, нужно побудить его, чтобы он сам очнулся, нельзя пускать в ход принуждение и нажим. Американцы говорят, что мы занимаемся «промывкой мозгов». Как можно промывать мозги, я и до сих пор не знаю…»
В 1962 году Мао встретился с бывшим императором на приёме, они имели долгую беседу.



Встреча Мао Цзэдуна и Пу И. 1962 год

Пу И написал и издал довольно любопытную автобиографическую книгу «Первая половина моей жизни». Она была, между прочим, издана и в СССР в 1968 году с подзаголовком «Воспоминания Пу И - последнего императора Китая». Надо сказать, что ни малейшей симпатии образ монарха, нарисованный в книге, не вызывает, автор всячески подчёркивает, что был по сути марионеткой в чужих руках, а его самого больше всего волновало внешнее соблюдение его статуса - вроде количества блюд за торжественным столом или богатства его императорских халатов и одеяний.
Вот что он рассказывал, например, об императорской кухне: «Какие же подавались блюда? Императрица Лун Юй каждый раз имела около ста главных блюд, расставленных на шести столах. Такой порядок она заимствовала у Цы Си. У меня было меньше - около тридцати блюд. Я нашел черновик одного меню, датированный вторым месяцем четвертого года правления Сюаньтуна, на котором записаны «утренние яства». Вот его содержание: «Жирная курица с грибами; утка в соусе; вырезки из курицы; говядина на пару; вареные потроха; филе из мяса с капустой на пару; тушеная баранина; баранина со шпинатом и соевым сыром на пару; мясо духовое с капустой на пару; филе из баранины с редисом; вырезка из утки, тушенная с трепангами в соусе; жареные грибы; филе из мяса, тушенное с ростками бамбука; бефстроганов из баранины; пирожки из тонко раскатанного теста; жареное мясо с китайской капустой; соленые соевые бобы; ломтики копченостей; жареные овощи в кисло-сладком соусе; ломтики капусты, жаренные в соусе с перцем; сушения ароматические; мясной бульон». Блюда, принесенные с такими церемониями, стояли на столах только для вида, другого назначения они не имели. После слов «Подать яства» они молниеносно появлялись на столе лишь потому, что были заранее, за полдня или за день, приготовлены в императорской кухне и грелись в ожидании подачи. Известно, что еще со времен императора Гуансюя император утолял голод вовсе не этими давно перепрелыми блюдами. Императрица и наложницы имели свою собственную кухню с первоклассными поварами, готовившими превосходные блюда; каждый раз таких блюд подавалось около двадцати. Они-то и ставились передо мной, а то, что готовилось в императорской кухне, находилось далеко в стороне».
Об одежде: «Я всегда надевал что-нибудь новое... Согласно записям, в этот месяц мне сшили одиннадцать халатов на меху, шесть парадных халатов, две меховые жилетки и тридцать пар тёплых курток и брюк... Одних только обычных халатов я менял двадцать восемь раз в год. Начинал я с халата, подбитого чёрным и белым мехом, который полагалось надевать в девятнадцатый день первого месяца, и кончал собольей курткой, которую надевал в первый день одиннадцатого месяца. Нечего и говорить, что во времена больших празднеств и торжественных церемоний одежда и украшения были ещё более изысканными».
Экс-император, как «живой пережиток феодализма», вполне мог стать мишенью для враждебных действий хунвейбинов в период «культурной революции», однако ему была обеспечена защита государства.
В 1967 году Пу И скончался от болезни...



Пу И в конце жизни. 1960-е годы

История, Портреты контрреволюционеров, Даты, Китай, революционеры

Previous post Next post
Up