Никита Хрущёв против "Обнажённой"

Dec 01, 2020 23:39

1 декабря 1962 года глава Советского правительства Никита Сергеевич Хрущёв посетил выставку «ХХХ лет МОСХа» в московском Манеже и устроил публичный разнос художникам-авангардистам. Всё это нашумевшее событие, как пьеса, распадается на несколько отдельных «актов». Первый акт разыгрался возле картины Роберта Фалька «Обнаженная». О нём мы в этот раз и поговорим, а о следующих - например, «дуэли» премьера со скульптором Эрнстом Неизвестным - как-нибудь в другой раз.
На выставке в Манеже были выставлены несколько картин Роберта Фалька (1886-1958), в том числе «Обнажённая. Крым» 1916 года. Именно возле «Обнаженной» и произошло первое «закипание» Никиты Сергеевича. Он явно не знал, что Роберта Рафаиловича уже четыре года не было в живых, иначе, наверное, выбрал бы какую-нибудь другую мишень. Но он увидел это...



Роберт Фальк. «Обнажённая. Крым». 1916

И взорвался. Хрущёв возмутился тем, что Фальк будто бы измазал натурщицу зелёной краской. Он не мог понять, почему обыкновенная, с его точки зрения, «розовая баба» вдруг стала зелёной. «Я хотел бы спросить, женаты они или не женаты; а если женаты, то хотел бы спросить, с женой они живут или нет? Это - извращение, это ненормально, - так записаны его слова в стенограмме. - Я бы, например, сказал тем людям, которые увлекаются всякого рода мазней, не рисуют, не создают картины, а буквально мажут их: вы, господа, говорите, что мы, видимо, не доросли до понимания вашего искусства. Нет, мы, наш народ понимаем, что хорошо, а что плохо. И если эти, с позволения сказать «художники», которые не хотят трудиться для народа и вместе с народом, выразят желание поехать за границу к своим идейным собратьям, то пусть они попросят разрешения на выезд, в тот же день получат паспорта и пусть там развернут, дать им свободу в «свободных» государствах, и пусть они там хоть на головах ходят. Но у нас покамест такое «творчество» считается неприличным, у нас милиционер задержит».



Н.С. Хрущёв на выставке в Манеже. 1 декабря 1962 года

Никита Сергеевич много чего ещё наговорил в тот день, и многие его слова выглядят почти разумными. Он страстно убеждал художников творить так, чтобы это соответствовало вкусам «народа».
- Некоторые, видимо, стали стыдиться, что мы действительно, может быть, не доросли? Пошли к чёртовой матери! Не доросли, что делать! Пусть судит нас история, а покамест нас история выдвинула, поэтому мы будем творить то, что полезно для нашего народа и для развития искусства... Сколько есть ещё педерастов; так это же отклонение от нормы. Так вот это - педерасты в искусстве.



- Куда вы двигаетесь?! Я опять повторяю, я вас считаю педерастами. Казалось бы, педерасты - это добровольное дело, договорённость двух типов, а государство за это даёт 10 лет, а раньше - каторга. И это во всем мире так, хотя и процветает на Западе этот вид «искусства». Так вот это - разновидность его. И вы хотите, чтобы мы вас финансировали! Вы сами рехнулись и хотите, что мы бы поверили. Господа, мы вам объявляем войну и мы, конечно, никогда вам там, где вы соприкасаетесь с молодежью, работы не дадим, и оформление художественных книг мы вам не дадим.

Послушать отрывки из того, что говорил Никита Сергеевич о художниках-авангардистах:

image Click to view





- Когда-то, в годы войны и после войны, я поддерживал очень дружеские отношения со скульптором Меркуровым. Это хороший был человек. Когда я приезжал в Москву, он всегда звонил мне и приглашал к себе. Это был настоящий мужчина. Как-то раз он мне говорит: приходите в музей изящных искусств [на выставку картин из Дрезденской галереи]. Это немножко будет и критикой звучать в адрес художников, здесь присутствующих. Он говорит: вот смотрите, вот это работа голландского художника - он назвал художника. Так вот, если наши художники нарисуют, говорит, надо дальше отходить; а здесь так нарисовано, что можно смотреть и в лупу; посмотрите, как он нарисовал - все поры видно. Вот это голландцы рисовали. И действительно, вы можете близко подойти, вы можете дальше отойти, у вас всё равно представление не меняется, и вы можете долго стоять, смотреть и наслаждаться...



- Ведь искусство не должно отталкивать, пугать. Он говорит: я страшно нарисую. Так вы должны страшным вызвать гнев - это одна цель, и другое - вызвать страх. И если крайность допустить, что ваше произведение начнет работать в одном направлении - вызовет только страх, это - капитуляция. А что вы преследуете?
- Вот художественное произведение литературы, вот ведь написал Солженицын об ужасных вещах, но он написал с позиций, зовущих к жизни... Вы говорите, я вижу тут море, воздух, то, что вы видите, это только вы видите. А этого недостаточно. Произведение тогда, когда другие видят.
- Вы обкрадываете общество. Человек, который не ворует, но не трудится с пользой для общества, а питается его благами, - вор. Вы тоже вор, потому что вы своим трудом полезного вклада в общее дело не делаете, а из общего котла вы берёте, и это всё - паразитизм... Вы живёте в квартире: люди сделали цемент, люди сделали стекло, сделали квартиру. Какое вы имеете право жить в этой квартире, если вы ничего не делаете для общества?!
- Вы дайте нам списки, мы вам дадим на дорогу за границу, бесплатно довезём и скажем счастливого пути. Может быть, станете когда-нибудь полезными, пройдёте школу капитализма, и вот тогда вы узнаете, что такое жизнь и что такое кусок хлеба, как за него надо бороться и мобилизовывать людей.
- Надо навести порядок. Что мы вот с этой мазней пойдем в коммунизм? Вот это является мобилизующим духовные силы народа на подвиг? Вот это?
- Правительство не имеет права быть аморфным, оно должно проводить определённую политику в интересах народа. Эти скажут, что неправильно судят. Но не нам судить. Покамест народ нас держит, мы будем проводить ту политику, которую народ поддерживает... Нельзя играть в нейтралитет, вот о чем идёт спор, а не о том, сколько чего. Дерьмо, хотя и маленькое, но оно аромат разносит и отравляет атмосферу.

Но вернёмся, впрочем, к Роберту Рафаиловичу Фальку. Его картины, как и сама выставка, прогремели в этот день на всю страну. В одночасье он стал знаменитым - увы, уже посмертно - и даже... вошёл в фольклор. Анекдот, родившийся после тех событий:
«Хрущёв осматривает выставку картин в Манеже:
- Что это за дурацкий квадрат и красные точки вокруг?
- Это советский завод со спешащими на работу трудящимися!
- А это что за дерюга, измазанная зелёным и жёлтым?
- Это колхоз, в котором созревает кукуруза!
- А это что за синяя уродина?
- Это «Обнаженная» Фалька.
- Голая Валька? Да кто ж на такую Вальку залезть захочет?.. А это что за жопа с ушами?!
- Это... это... это зеркало, Никита Сергеевич!»

Жена Фалька Ангелина Щекин-Кротова вспоминала, как служительница выставки в Манеже говорила ей: «Идите быстро, посмотрите Фалькова. Тут чуть на кулачищах не бьются около него. Вот эта жирная-толстая. Она ему навредила, он её так за это и осрамил в картине. А вот это его жена, - это про мой портрет в розовой шали, - её звали ангелом, потому что добрая была очень. Она за ним в Сибирь поехала». «А что, разве Фальк в Сибири был?» - спрашиваю. «Ну как же. Культом личности засланный». - «Разве?» - «Ну, это точно знаю, - убеждала меня служительница. - Она за ним поехала и вызволила, привезла в Москву. Но уж очень бедно жили, одну картошку ели», - и чтобы у меня уж окончательно сомнений не осталось, подводит меня к натюрморту с картошкой…»



Роберт Фальк. В розовой шали (А.В.Щекин-Кротова). 1953



Роберт Фальк. «Картошка. Самарканд» 1942-1943. Художник не раз возвращался к этой теме. О благородстве картошки Фальк мог говорить часами...

Благодаря критике Хрущёва выставка получила грандиозную рекламу. Между прочим, на похоронах Роберта Фалька в октябре 1958 года Илья Эренбург предсказал, что вскоре наступит то время, когда музеи будут спорить из-за картин Фалька. Это время и наступило 1 декабря 1962 года...



Роберт Фальк (1886-1958)

А это реакция простых посетителей выставки, которую запечатлел американский фотограф:















P.S. В заключение стоит отметить, что с отставкой Хрущёва в 1964 году политика в отношении искусства коренным образом изменилась. Случилось именно то, против чего так гневно протестовал Никита Сергеевич: течение живописи и других пластических искусств пошло своим ходом, и власти, за редкими исключениями, в него перестали вмешиваться. Этот поворот неплохо иллюстрирует эта фотография: Леонид Ильич Брежнев спокойно осматривает выставку с полотном Матисса «Танец», которое, вне всякого сомнения, вызвало бы у Никиты Сергеевича взрыв бурного негодования.



Кстати, проводит экскурсию знаменитый искусствовед Ирина Антонова, которая ушла из жизни не далее, как вчера, 30 ноября 2020 года...

История, СССР, Даты, Хрущёв, личности, Искусство

Previous post Next post
Up