Обложка журнала «Крокодил» за 1924 год, посвящённая модной теме аборта. Рисунок Константина Ротова. На стене висит афиша «Первая в СССР научно-художественная картина советского производства «Аборт»»
18 ноября 1920 года впервые в Европе были легализованы аборты. Произошло это событие в красной России, оформлено оно было совместным постановлением Наркомздрава РСФСР и Наркомюста РСФСР «Об искусственном прерывании беременности». Отныне все женщины получили право искусственно прерывать беременность в течение первых трёх месяцев. Впрочем, В.И. Ленин ещё в 1913 году выступал за «безусловную отмену всех законов, преследующих аборт». Он относил право на аборт к «азбучным демократическим правам гражданина и гражданки».
Как считал Лев Троцкий, в будущем «самое понятие законодательства об абортах и разводе будет... звучать немногим лучше, чем воспоминания о домах терпимости или человеческих жертвоприношениях». То есть любые предписания закона в семейной и половой жизни станут излишни.
Несмотря на право на аборт, рождаемость в красной России в 20-е годы возрастала. Этому способствовал и введённый большевиками знаменитый «декретный отпуск» для женщин - он начинался за два месяца до рождения ребёнка и заканчивался через полтора месяца после родов. Всё это время женщина получала полную зарплату. В 1920 году на тысячу человек в российских городах родилось 21,7 младенца, а в 1923-м (после разрешения абортов) - 35,3. В 1927 году на тысячу человек приходилось уже 45 рождений.
А ниже приводится небольшая подборка картинок и заметок из советской печати - от разрешения абортов (1920) до нового их запрета (1936 год).
Из печати 1925 года:
«Весна... уж очень ранняя. ОН: - Ты знаешь, я теперь «Друг детей»... ОНА: - Значит, мне... аборта не делать?» Рисунок Константина Елисеева. 1925 год
Рисунок Алексея Радакова. 1932 год. «Папа произнёс проповедь об аборте: женщина, делающая аборт, идёт против религии и церкви.
Аббат: - Сердце радуется при виде настоящей дочери церкви!»
Из печати 1927 года:
Рисунок Юлия Ганфа. У «акушерки». - Потерпи ещё денёк, Машенька, - мой Колька нужный гвоздь истребил, портретину на нём повесил».
Кстати, на гвозде висит «портретина», похоже, наркома здравоохранения Николая Семашко:
Заметка 1935 года:
Рисунок Михаила Черемных. 1936 год. Двое обсуждают вынесенный на всенародное обсуждение проект нового закона «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи женщинам, установлении государственной помощи многосемейным...» (один из них держит в руках газету с напечатанным проектом закона).
«Бесплодная мечта.
- Неужели все многосемейные будут получать пособия?
- А у вас что - много детей?
- Нет. Много семей».
А вот комментарий посетившего как раз в то время СССР писателя Андре Жида, написавшего крайне критический очерк «Возвращение из СССР»: «Недавний закон о запрещении абортов поверг в отчаяние всех, кому низкая зарплата не позволяет создать свой дом, завести семью. Он поверг в отчаяние многих и по другим причинам. Разве не обещали в связи с этим законом нечто вроде плебисцита, всенародного обсуждения, с результатами которого должны были посчитаться? Громадное большинство высказалось (правда, более или менее открыто) против этого закона. С общественным мнением не посчитались, и ко всеобщему изумлению, закон прошёл».
Если не считать Западной Европы, США и Канады, то карта стран, где разрешены аборты, почти совпадает с картой «мировой системы социализма» года так 1980-го. Точно «наследие тоталитаризьма»! :) Впрочем, карта уже устарела: Польшу следует перекрасить из оранжевого полузапретного в красный запретный цвет