Прогресс и регресс

Sep 14, 2020 19:15



Флот Одесского морского пароходства при социализме...

До сих пор не все, даже считающие себя левыми и марксистами, понимают, что такое прогресс и реакция, сиречь регресс. Ну, а может, и не хотят понимать, симпатизируя, втайне или не очень, более или менее реакционным классовым силам... Но ведь это достаточно просто. По Марксу, в основе прогресса вообще лежит прогресс производительных сил. Как это выглядит?
Вначале - о том, как выглядит прогресс. Фёдор Михайлович Достоевский как-то встретил больного, осунувшегося Белинского - он умирал от чахотки - на Знаменской площади. Он стоял и смотрел на строительные леса, которые возвышались за забором. Там строился первый в России железнодорожный вокзал Николаевской железной дороги, которая должна была связать Петербург и Москву.
- Я сюда часто захожу взглянуть, как идёт постройка, - сказал Белинский. - Хоть тем сердце отведу, что постою и посмотрю на работу: наконец-то и у нас будет хоть одна железная дорога. Вы не поверите, как эта мысль облегчает мне иногда сердце!..
Теперь несколько слов о том, как выглядит регресс, или реакция.
Украине от Советского Союза досталось Черноморское морское пароходство (ЧМП). Оно было мощнейшим в Европе и одним из крупнейших в мире. В его составе находилось около 360 судов различного класса. В это число входили: 21 пассажирское судно общей вместимостью 12 тысяч пассажиромест, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий; 260 современных универсальных судов различных классов, водоизмещением 5 млн тонн.
Что же было дальше? Возглавил его в независимой Украине некто Павел Кудюкин. Флот компании стал неуклонно сокращаться, как шагреневая кожа. Деньги куда-то испарялись, кредиты, наоборот, росли. Закончилось дело арестом Кудюкина и осуждением его за коррупцию на 10 лет. Впрочем, он и на зоне не бедствовал. Его собственный рассказ об отбывании срока на житомирской зоне: "Особняк не особняк, но у меня было совершенно отдельное жильё, это правда. Его построили местные ребята, заключённые, обшили всё красиво деревом… Можно сказать, у меня там квартира была из трёх комнат: спальня, кабинетик, где я работал, и прихожая".
В 1995 году к руководству компанией пришёл А.В. Коваль. Флот ЧМП к этому моменту насчитывал уже 216 судов, и при нём потерял ещё 30 вымпелов. В том же 1995 году на его место был назначен очередной руководитель А.М. Стогненко; флот ЧМП сократился до 186 вымпелов; были взяты новые кредиты, которые вернуть было уже нереально, и, как следствие, по миру прошла волна арестов судов ЧМП: в 1995-1997 годах компания потеряла 171 судно. На январь 1998 года осталось 15 (!) вымпелов. На 2004 год компания имела 6 судов и 17 непогашенных кредитов на 11 миллионов долларов.
Что же осталось в итоге от крупнейшего торгового пароходства Европы? Ни-че-го.
Говорят, остался вот этот лежащий на боку на одесском пляже бункеровщик, но мне написали, что и он уже был под иностранным флагом.



...и при капитализме

Вот так, на одном небольшом примере, выглядит регресс. Это, правда, уж совсем явный случай... Революционер-анархист Илья Романов в 2010 году писал автору этих строк из украинской тюрьмы: "В конце 1990-х в Одессе директор Черноморского Морского пароходства (ЧМП) Кудюкин, вместе с тамошним губернатором Р. Боделаном, искусственно обанкротили это пароходство и все суда (более 300) продали, официально - по цене металлолома. (ЧМП было крупнейшим пароходством в мире). Остались без работы около 300 тыс. моряков. Среди них, кстати, осуждённый вместе со мной по "одесскому делу" Андрей Яковенко, в прошлом - радист судна дальнего плавания".
Илья был не совсем точен, что, с учётом его тогдашнего местопребывания, думается, простительно: не крупнейшее в мире пароходство, а второе, после какого-то японского. И не все суда продали зараз - это уже потом доделывали преемники г-на Кудюкина. Но замечательно, что, по крайней мере, одному из ставших безработными моряков случилось пойти в революционеры. Он отсидел за решёткой 12 лет, его освободило досрочно Донбасское восстание 2014 года. Такие дела...

Но, возвращаясь к теме прогресса и реакции: и не надо болтать про величайшие свободы и права, которые, мол, дал очередной майдан под фашистскими знамёнами. Перефразируя поэта, "все прогрессы реакционны, если рушится..." промышленность, наука и техника. Потому что это - единственная реальная основа всего остального прогресса, в общественном устройстве, никаких иных не существует. И если очередной майдан (вроде московского 1991-го и 1993-го, киевского 2004-го и 2014-го, минского 2020 годов etc) устроит научно-техническую и промышленную деградацию, не надо, раскрыв рот и глотая слюнки, ждать, что на этой хилой осинке вдруг вырастут сочные апельсинки хотя бы буржуазных свобод и демократии... Не вырастут. А что вырастет? А вот то и вырастет, что уже 30 лет неизменно вырастает...

Белоруссия, борьба с наукой и техникой, революция норковых шуб, Россия, Украина, Реставрация

Previous post Next post
Up