К годовщине. Лев Троцкий в зеркале советской карикатуры

Aug 21, 2020 23:09

Очередные годовщины со дня покушения Рамона Меркадера (20 августа) и смерти Льва Давидовича Троцкого (21 августа 1940 года). Вот как биография Троцкого отражалась в советской карикатуре. Начиналось всё, конечно, с одобрительных дружеских шаржей.



Другой хвалебный рисунок того же Дени (настоящее имя - Виктор Николаевич Денисов, 1893-1946)



Лев Троцкий (по Брэму)



Дени. Троцкий в образе Георгия-Победоносца. Советский плакат 1918 года

А этот рисунок изображает Льва Давидовича в образе... Мефистофеля. Тем не менее это тоже, как ни странно, одобрительный шарж всё того же вездесущего Дени.



«Троцкий в представлении благочестивой Антанты»

Не всякий современный зритель этой карикатуры поймёт, что художник изобразил Л.Д. не просто в демоническом образе, а в позе Фёдора Ивановича Шаляпина в сценической роли Мефистофеля:


А здесь Лев Давидович сравнивается с... Джоном Рокфеллером - разумеется, не в пользу последнего.



Рисунок К. Елисеева. «Обманчивая внешность. Кто этот мирный старичок? Это архимиллионер Джон Рокфеллер, - Угроза миру.
Кто этот воинственный человек? Это революционер Лев Троцкий, - Угроза войне».

На этом рисунке в начале 1923 года на обложке «Красного перца» Л.Д. рядом с Лениным, они - в образах васнецовских богатырей (третий богатырь - наркоминдел Георгий Чичерин):


1923 год. Здесь, на рисунке К. Елисеева в том же «Красном перце», Л.Д. предстаёт в облике наставника молодёжи:


«- Вырастешь, Саша, - узнаешь... В «Правде» опубликовано письмо молодых партийцев тов. Троцкому и ответ тов. Троцкого.
- Лев Давыдович, скажите, что мне делать, чтобы стать умным?
- Да так, знаете... Это скорее... «индивидуальная особенность».



1923 год. Дмитрий Моор. «Тов. Л.Д. Троцкий - почётный слесарь».



1924 год. Борис Ефимов. «К юбилею Красной Армии. Заслуженные артисты театра военных действий. Фрунзе, С.С. Каменев, Троцкий, Будённый и рядовой красноармеец».

1924 год. Л. Д. продолжает наставлять красную молодёжь. Его знаменитые тогда слова, ставшие популярным афоризмом: «Никто не может стать Лениным. Но каждый из вас должен стать ленинцем»:



«Никто не может стать Лениным. Но каждый из вас должен стать ленинцем». (Из речи т. Троцкого на параде 23 мая). 1924 год



Товарищ Троцкий - почётный милиционер. Советский плакат, 1923 год

Этот рисунок по мотивам репинской картины интересен, в частности, тем, что на нём бок о бок изображены смеющийся Сталин и весёлый Троцкий:



Рисунок Л.М. Журнал «Красный перец», 1923. "Большевики, пишущие ответ аглицкому керзону"

Ещё одна тема дружеских шаржей - Троцкий как литературный критик. Из журнала «Красный перец» за 1923 год:


На стене слоган, типичный, видимо, для тогдашних цирюльных: «Здесь стригут и бреют, и кровь отворяют». Л. Д. повесил на вешалку будёновку и красноармейскую форму и облачился в белый халат парикмахера (подразумевается - литературного критика). В очереди к его креслу выстроились журналы и литературные группы «На посту», «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), «Горн», «Кузница», а он завершает припудривание «Круга». Вместо парикмахерской салфетки он пользуется газетой «Правда»...
Между прочим, лопоухий дылда с наголо бритой головой и журналом «ЛЕФ» в руках, как нетрудно догадаться, это - не кто иной, как Маяковский в своей знаменитой жёлтой кофте.
Подпись к рисунку (автор - Л. М.):
«Народная парикмахерская имени Белинского.
ТРОЦКИЙ: - Пожалуйте, ваше попутчество, готово!.. Мальчик, зови чумазых кровь пускать».
В качестве «мальчика» цирюльника выступает редактор «Красной нови» Александр Воронский (кстати, в 1927 году поплатившийся за свой «троцкизм»). (Поэтому он и ниже ростом, а в руках держит шляпу и трость «Круга»).

А это тоже на тему Троцкого-литературоведа - карикатура Д. Мельникова 1923 года на Маяковского и Троцкого.



Чтобы смысл её был понятен, надо заметить, что в 1922 году вышел двухтомник В. В. Маяковского "13 лет работы", а годом позже - книга Л. Д. Троцкого «Литература и революция». Вот некоторые высказывания Л. Д. о Маяковском из этой книги:
«Маяковский - большой или, по определению Блока, огромный талант. Он умеет поворачивать много раз виденные вещи под таким углом, что они кажутся новыми. Он владеет словом и словарем как смелый мастер, работающий по собственным законам, - независимо от того, нравится ли нам его мастерство или нет. Многие его образы, обороты, выражения вошли в литературу и останутся в ней, если не навсегда, то надолго. У него свое построение, свой образ, свой ритм, своя рифма».
«Маяковский атлетствует на арене слова и иногда делает поистине чудеса, но сплошь и рядом с героическим напряжением поднимает заведомо пустые гири».
«По отношению к величайшим явлениям истории он усваивает себе фамильярный тон. И это в его творчестве и самое невыносимое, и самое опасное. О ходулях или котурнах говорить не приходится: это слишком мизерные подпорки. Маяковский одной ногой стоит на Монблане, другой - на Эльбрусе. Голосом заглушает громы - мудрено ли, если он с историей запанибрата, с революцией - на «ты». Это и есть самое опасное, ибо при таких гигантских масштабах везде и во всем, при громоподобном орании (любимое слово поэта), при горизонте с Эльбруса и Монблана исчезают пропорции земных дел, и нельзя установить разницы между малым и большим».

В 1924 году пришло время для первых, пока ещё весьма мягких, карикатур на Троцкого как вождя левой оппозиции. Л.Д. потерпел поражение в так называемой «литературной дискуссии», возникшей вокруг его книги «Уроки Октября», где он напомнил о поведении Каменева и Зиновьева в октябре 1917 года. Этот рисунок - камень в огород Л.Д. Но камешек пока маленький, деликатный.



Рисунок Л.М. «В партийной школе. Тов. Троцкий задумал давать «Уроки Октября». Придётся ему сначала получать уроки ленинизма»

Декабрь 1925 года. Возможно, последний рисунок, изображающий Троцкого, Сталина и Бухарина как дружных соратников:



Как видим, Лев Давидович трудолюбиво вкручивает в патрон лампочку Ильича, в то время как Иосиф Виссарионович рядышком нагружает лопатой тачку. Тов. Троцкий - в халате и ботиночках электрика, тов. Сталин - в рабочих сапогах и фартуке. Ему помогает Феликс Эдмундович. Чуть выше дедушка Калинин раздаёт указания работающим. Ещё выше глава Коминтерна Григорий Евсеевич Зиновьев, зажав в зубах длинный гвоздь, прилежно стучит молотком, предсовнаркома Алексей Иванович Рыков передаёт кирпич Льву Борисовичу Каменеву, а тот собирается его уложить. Выше всех орудует мастерком Вячеслав Михайлович Молотов. В центре нижнего ряда - Николай Иванович Бухарин тащит на спине кирпичную стопку...

1926 год. Дискуссии с оппозицией обострились. Рисунок Ивана Малютина «Оппозиционная палата №1. Хронические больные».



Над кроватью Каменева написано «История болезни. Febris oppositionica. (Оппозиционная лихорадка). Осложнение припадка 1917 года». Точно та же надпись красуется и над изголовьем Зиновьева. А у Троцкого немного иначе: «История болезни. Febris oppositionica. (Оппозиционная лихорадка). Перманентные приступы с 1923 г.».

1927 год, август. Оппозиционеров в печати ругают вовсю, но ещё «по-доброму», как «товарищей». Сами они устами Троцкого провозгласили «тактику дальнего прицела», то есть работу в расчёте на длительный промежуток времени. Рисунок М. Храпковского «Тактика дальнего... заезда». Контролёр в поезде проверяет билеты членов ЦК ВКП(б) у вождей оппозиции (слева направо сидят: Троцкий, Зиновьев, Григорий Евдокимов (?) и Ивар Смилга).
«КОНТРОЛЁР: - Вы, товарищи, заехали слишком далеко за партлинию. Эти билеты действительны только в её пределах!»


1927 год, октябрь.
Картинка Константина Елисеева напоминает рисунок К. Ротова двухлетней давности, тема та же - стройка. И персонажи изображены практически те же. Но как же всё разительно изменилось, с точки зрения официального художника! Правда, Сталин (тут он сам на себя непохож) по-старому трудолюбиво орудует мастерком и раствором. Теоретик Бухарин деловито сверяется с генеральным планом стройки. Рядом трудятся Рыков и Молотов. Всесоюзный староста Михал Иваныч согнулся под тяжестью кирпичей, которые тащит наверх. А вот внизу картина другая... Хотя оппозиционеры пока и не сняли с себя рабочих фартуков, но работать они явно не жаждут. Перекур! Топор, пила, мастерок и прочий инструмент побросаны на землю. Нахлобучив на глаза кепку, лениво развалился в бочке от раствора Зиновьев, держа в руке папироску. Лев Борисович Каменев тоже курит. Лев Давидыч читает какую-то свою оппозиционную писульку... "Всякому - своё. Одним - работа, другим - дискуссия", - назвал свою карикатуру художник. Такая картина явно не предвещала ничего доброго...


1927 год, ноябрь.


«Заехали!». Карикатура М. Черемных из журнала "Крокодил", 1927 год. На повозке сидят лидеры оппозиции Смилга, Зиновьев и Каменев, правит Троцкий. «Троцкий: - Эй, товарищ! Где тут Октябрьская дорога?!
Рабочий: - Заехали, нечего сказать! Октябрьская дорога совсем в другой стороне!»



Рисунок К. Елисеева. «Оппозиционная линия. Антисоветский элемент: - Хоть и без билетов, но как-нибудь доедем, - нам эта линия по пути!..»

Тогда же, в ноябре появляется совсем новый тон в изображении вожаков оппозиции - Зиновьева, Троцкого и Каменева - не добродушно-иронический, а жёстко-насмешливый, без церемоний. Перелом был связан с тем, что оппозиция устроила демонстрации в Москве и Ленинграде в 10-ю годовщину революции, 7 Ноября. Кое-где они переросли в стычки с конной милицией. Сторонник левой оппозиции Виктор Серж вспоминал: «На мосту на улице Халтурина (бывшей Миллионной) конная милиция сдерживала группы зевак... Несколько сотен оппозиционеров по-товарищески толкались с милицией. Лошади грудью оттесняли людскую волну, которая вновь накатывала на них, ведомая высоким безусым военным с открытым лицом, Бакаевым, бывшим начальником нашей ЧК. Я увидел, как Лашевич, грузный, приземистый, командовавший в своё время армиями, с несколькими рабочими бросился на милиционера, выбил из седла, а затем помог подняться, выговаривая командирским голосом: «Как тебе не стыдно нападать на ленинградских пролетариев?». На нём болталась солдатская шинель без знаков различия. Его тяжёлое лицо любителя выпить, будто написанное Франсом Хальсом, побагровело. Схватка длилась долго. Вокруг возбуждённой группы, в которой находился и я, царило изумлённое молчание».
Обложка журнала «Крокодил»:



«Надоела эта музыка! Играем, играем, а никто к нам не идёт!..»

Заметим, что автор этого и нижеследующего рисунка - всё тот же К. Елисеев, ранее хвалебно сопоставлявший Л.Д. с Рокфеллером.



«Неопровержимое доказательство. САМ (глава семьи): - Мы были правы, - яблоки нам бросали гнилые, калоши рваные... А что из этого следует? Что материальное положение рабочего класса тяжело, - как мы и говорили».

Тогда же начались первые исключения оппозиционеров из партии. Начали не с главных вождей оппозиции - Троцкого и Зиновьева, а с менее значимых деятелей - Преображенского и Серебрякова. Рисует К. Елисеев. Подпись: «Троцкисты Серебряков и Преображенский исключены из ВКП(б) за раскольническую фракционную работу».
«ТРОЦКИЙ: - Гляди-ка! Птенцы-то уже оперились и вылетели!..
ЗИНОВЬЕВ: - Из гнезда?
ТРОЦКИЙ: - Нет, из партии».



Тогда же, в 1927-м, большой резонанс получил эпизод с подпольной типографией, где троцкисты печатали свою литературу. Его опять обыгрывает К. Елисеев, на первом плане - Радек и Каменев:


По итогам 1927 года вожди оппозиционеров исключены из партии. Рисунок М. Черемных в декабре 1927 года: «Ленин умер, но дело его живёт! Троцкий жив, но «дело» его умерло!».


Новый всплеск внимания к Л.Д. и его сторонникам - в 1929 году, в связи с высылкой Троцкого из СССР.



Карикатура К. Елисеева. «Буржуазия и Троцкий.
1919 г. - У-у... у, Троцкий!!!
1929 г. - Хе-хе, Троцкий!..»

Тот же 1929-й. Рисунок А. Малеинова: «Явление седьмое: те же и Троцкий.
- У этого бывшего льва вполне подходящий голос... Споёмся!»


А эта карикатура известного советского художника Дмитрия Стахиевича Моора (1883-1946) тоже относится к 1929 году и продолжает тему «Троцкий и меньшевики». На рисунке Троцкого радостно приветствуют заляпанные кровью вожди европейской и русской социал-демократии: бородач Карл Каутский, Леон Блюм, Отто Бауэр, Альберт Тома, Фёдор Дан и другие. На заднем плане полицейские арестуют рабочего с красным флагом. Подпись: «В своём кругу.
Меньшевики (хором). - Лев Давидович! Дорогой! Наконец-то вы опять с нами!!».



Опять Дени:


1936 год. На судебном процессе против Каменева и Зиновьева звучит новое и для многих неожиданное, невероятное обвинение: в тайном сотрудничестве с нацистской Германией и гестапо! Сам Л.Д., находившийся в Норвегии, писал: «Готовый ко многому, даже ко всему, я всё же не верил глазам...
- Хорошо, терроризм - это ещё можно понять... но гестапо... - повторял я в изумлении, - так и сказано: гестапо?
Да, так и сказано».
Это отображается в новых карикатурах, таких, как эта К. Ротова «Общая платформа» (ниже изображён фрагмент рисунка, где Троцкий, Каменев и Зиновьев красуются с нацистскими повязками на руках):



Январь 1937 года. В Москве идёт новый процесс над бывшими вождями оппозиции в ВКП(б) - Радеком, Пятаковым, Сокольниковым, Серебряковым и другими - «троцкистским параллельным центром». Карикатура Кукрыниксов «Своя ноша не тянет» на обложке журнала «Крокодил»:



Ещё пара типичных изображений тех лет:



Плакат, 1937 год. Автор - тот же Дени, ранее рисовавший Л.Д. в образе льва



Рисунок Кукрыниксов. 1936 год. «Иностранный легион «Третьей империи». - Геринг? - Здесь! - Франко? - Здесь!
- Троцкий? - Здесь! - Папа? - Здесь! - Гранди? - Здесь! - Де ля Рок? - Здесь! - Херст? - Здесь! - Бек? - Здесь! - Дорио, Кьяпп, Мосли, Хирота, Цанков? - В служебной командировке!..»



Рисунок Бориса Ефимова. 1938 год. «Несостоявшееся пиршество»



Карикатура на Л. Д. Троцкого. Авторы - Кукрыниксы. 1937
К ней стихи А. Жарова:
Герой убийства и измены
Не забывает правил гигиены.
Фашистские наёмники живут
По предписаниям науки.
Палач, окончив каждодневный труд.
Трусливо умывает руки.

Плакат 1937 года с рисунком Дени и стихами Демьяна Бедного.


Стихи Демьяна:
Шагают к гибели своей!
Иуды Троцкого бородка
Обмокла бешеной слюной.
Гад этот мерзостный - находка
Фашистам, бредящим войной:
"Вот, вот вам верная добыча!
Да объявляйте ж ей войну!"
Шипит Иуда, пальцем тыча
На нашу мощную страну.
Мы зорко смотрим за врагами.
Они безумны, ей-же-ей:
Они звериными шагами
Шагают к гибели своей.
Фашистов мы лишим апломба,
Зажав их в мёртвые тиски,
Совсем иного цвета бомба
Их всех размечет на куски.

Ну, и в заключение - рисунок Л. Бродаты из «Крокодила» 1936 года. Он любопытен тем, что понравился бы, наверное, современным либералам и антикоммунистам.
«Так на так.
- Я просила "Мою борьбу" Гитлера, а вы мне завернули «Мою жизнь» Троцкого»!
- Это равноценные труды, мадам. И идеология в обеих книгах абсолютно одинаковая...»



БОЛЬШЕВИКИ В СОВЕТСКОЙ КАРИКАТУРЕ - ВСЯ ПОДБОРКА

СССР, Даты, личности, карикатура, советская печать, Троцкий, Каменев, Сталин, революционеры

Previous post Next post
Up