Святой Флойд, маркиз де Сад и штурм Бастилии

Jul 14, 2020 09:03



Участники штурма Бастилии несут на пиках отрубленные головы защитников крепости. Вторая голова справа с пучком сена в зубах. Видимо, это голова сановника Фулона, который до этого прославился своим советом беднякам во время голода есть траву. Он был на самом деле казнён толпой 22 июля

Всем мало-мальски интересующимся историей и политикой, известно, что 14 Июля для французов (да и не только для них одних) - праздник, поскольку в этот день вооружённые парижане взяли штурмом крепость-тюрьму Бастилию. Комендант крепости маркиз де Лонэ, отдавший приказ сопротивляться, был казнён восставшей толпой. Короля Франции Людовика XVI в то июльские утро разбудили с этим из ряда вон выходящим известием. Поражённый полученным известием монарх воскликнул:
- Но ведь это же бунт!
- Нет, Ваше Величество, - ответил ему проницательный герцог де Лианкур, - это не бунт, это революция.
Вскоре начались работы по сносу крепости. Подрядчик этих работ установил на месте тюрьмы табличку со знаменитой жизнерадостной надписью: «Здесь танцуют, и так пойдёт, так пойдёт!» (ici l'on danse, ah ça ira, ah ça ira!).
Любопытно, что во Франции день Бастилии впервые официально отмечали через год после события, в 1790 году, и сам король поучаствовал в праздновании годовщины отправления на тот свет своего верноподданного коменданта крепости де Лонэ и других своих излишне преданных слуг...
Ныне это главный всенародный праздник Франции, когда там ежегодно проводятся торжественные парады. В этом празднике, однако, есть много поучительного, и такого, о чём обычно стыдливо умалчивают. Ну, а нам молчать ни к чему... Как говорится, «одна неправда нам в убыток, лишь только правда ко двору».
В ходе протестов BLM в США и Европе их критики нередко указывали, что протестующие, мол, подняли на щит и приравняли к святому Джеймса Флойда, «обычного уголовника».



Граффити в память Джеймса Флойда

Может быть, они не в курсе, что штурм Бастилии неразрывно связан с ещё более скандальной личностью - небезызвестным маркизом Донасьеном Альфонсом Франсуа де Садом, автором романов и сочинений, от которых пошло понятие «садизма» как сексуального отклонения. С 1777 года маркиз находился под стражей по доносу своей тёщи и согласно королевскому указанию (правда, по современным понятиям, в том, за что маркиза вначале едва не казнили, вообще не было никакого состава преступления). Последние несколько лет перед 1789 годом он сидел в Бастилии. Камера его находилась в башне, чисто по-оруэлловски называвшейся башней Свободы. Условия для заключённых аристократов там были не так плохи, камера маркиза была оклеена обоями, он получал из дома разнообразные вина и посылки, но... конечно, тюрьма всё равно не сахар.



Маркиз Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (1740-1814)

А когда в Париже началось народное недовольство, и начальство тюрьмы из предосторожности лишило узников прогулок, терпение маркиза лопнуло. Он пришёл в ярость и предупредил тюремщиков, что может взбунтовать весь город, если его в ближайшее время не выведут гулять. А когда это не подействовало, то сделал самодельный жестяной рупор и прокричал сквозь решётку прохожим, что в Бастилии избивают заключённых и хотят его убить, призвал народ прийти и освободить узников. Крики были услышаны, и эта весть разнеслась по предгрозовому Парижу со скоростью горящего пороха. Перед тюрьмой собралась возмущённая толпа. Маркиз де Сад замолчал, только когда встревоженный комендант крепости маркиз де Лоне пообещал ему с завтрашнего дня вновь разрешить прогулки. В общем, де Сад имел шансы войти в историю как самый именитый узник, освобождённый 14 июля восставшим народом. Увы, ему опять не повезло: накануне падения крепости обеспокоенное начальство срочно перевело его в психиатрическую лечебницу Шарантон.
А потом грянул штурм, при котором погибло около сотни штурмующих, комендант крепости маркиз де Лоне был растерзан толпой, его голову на пике с торжеством пронесли по Парижу, и такой ценой народ освободил семерых узников (де Сад был восьмым и последним). Двое из них были душевнобольными (один из которых, англичанин Мейджор Уайт, считал себя Юлием Цезарем), ещё там были жулики, сидевшие за подделку векселей, и один аристократ, виконт де Соланж, помещённый в тюрьму родными за кровосмешение.



Восставший народ врывается в казематы Бастилии и освобождает узников. Этот рисунок в виде гравюры был помещён в советских учебниках по истории Нового времени

Какая отсюда мораль? Да очень простая: когда б вы знали, из какого сора растут стихи протесты и революции, не ведая стыда... Как жёлтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда. Капризный маркиз де Сад, несколько узников-умалишённых... - всё в дело истории пойдёт, всё годится. А вырастает из этого сора - внезапно - величественный праздник французского народа и всего прогрессивного человечества, безо всяких шуток. Такие дела.
Кстати, напомню, что выдающийся памятник архитектуры - саму крепость - после штурма решено было снести, что вскоре и сделали. Такие вандалы! :) Ничуть не лучше мерзких вандалов, посносивших в Америке и Европе кучу ценнейших памятников рабовладельцам, колонизаторам, королям и прочим историческим живодёрам в ходе протестов BLM...
С днём 14 Июля вас, короче говоря! :)



Jean-Francois Janinet (1752-1814). Штурм Бастилии 14 июля 1789

Празднование Дня взятия Бастилии в 2010-е годы:







История, США, Даты, красные даты, Франция, протесты, революционеры

Previous post Next post
Up