Мир меняется по заветам Роулинг?

Jun 23, 2020 07:57



Под снос!

Вот буржуепад и до Теодора Рузвельта, 26-го президента США, добрался (не путать с его младшим родственником 32-м президентом США Франклином Делано Рузвельтом, правившим на 30 лет позже). Американский музей естественной истории (Нью-Йорк) удалит бронзовый памятник Рузвельту у входа в музей. «Пришло время его снять», - заявила президент музея Эллен Фаттер. При этом она заверила, что музей не имеет ничего против самого Рузвельта, но памятник «является символом системного расизма». Дело в том, что президент сидит верхом на коне, а по бокам идут индеец и чернокожий - пешком. Власти Нью-Йорка с этим согласились. Мэр города Билл ди Блазио отметил, что статую решили убрать, поскольку темнокожий и индеец представлены так, как будто они «порабощены и расово неполноценны». Президент США Дональд Трамп в Twitter назвал такое решение смехотворным и призвал не трогать памятник. Однако правнук Рузвельта, который является попечителем музея, выпустил заявление, в котором одобрил происходящее. «Миру не нужны памятники, предметы старины, оставшиеся от прошлого века, которые не отражают ни ценности человека, заслуги которого они хотят отметить, ни ценности равенства и справедливости», - отметил Теодор Рузвельт IV. И памятник «эмансипации», где чернокожий стоит на коленях перед президентом Линкольном, тоже снесут.
Ну, спросят, а при чём здесь Роулинг? Напомню соответствующее место из её семикнижия о Поттере, где происходящее было практически предсказано. Там в вестибюле британского Министерства магии стоял памятник - Фонтан Магического Братства, изображавший представителей четырёх разумных волшебных рас: мага и волшебницу, гоблинов, кентавров и домашних эльфов. Первоначально, когда в мире волшебников царила относительная тишь и гладь, да божья благодать, памятник выглядел так (выделение моё): «Самая высокая из фигур изображала благородного чародея, взметнувшего в воздух волшебную палочку. Вокруг него стояли красивая волшебница, кентавр, гоблин и эльф-домовик. Последние трое смотрели на волшебницу и чародея снизу вверх, с обожанием». Разумеется, ни кентавры, ни гоблины никогда бы не стали пялиться на людей с немым обожанием, так что тут мы видим явную иронию со стороны автора.



Однако после расистского переворота, устроенного в последней части семикнижия Волан-де-Мортом и Пожирателями смерти, фонтан был заменён новой скульптурой «Магия - сила», отражающей идею превосходства чистокровных волшебников над неволшебниками (маглами). «Выглядела она устрашающе - огромное изваяние колдуна и колдуньи, которые, сидя на украшенных резьбой тронах, взирали сверху вниз... Приглядевшись внимательнее, Гарри понял - то, что он принял за украшенные резьбой троны, было на самом деле курганами, сложенными из человеческих тел: сотни и сотни голых мужчин, женщин и детей, все с туповатыми, уродливыми лицами, были переплетены и спрессованы так, чтобы выдерживать вес облаченных в красивые мантии колдунов.
- Маглы, - прошептала Гермиона. - На положенном им месте».
В фильме, снятом по семикнижию, памятник выглядит несколько иначе, но основная его идея сохранена.



У Роулинг не говорится, какая судьба постигла памятник после победы над Пожирателями смерти, но, конечно, он уже не был восстановлен в прежнем слащаво-раболепном виде. Вероятно, его место занял другой монумент, так как благодаря усилиям Гермионы Грейнджер, в Министерстве были искоренены предрассудки относительно превосходства волшебников над другими существами. У Роулинг описано общество за равноправие домашних эльфов, созданное Гермионой, над которым другие волшебники смеялись. Называлось оно в российских переводах, по неряшливости переводчиков издательства "Росмэн", то ГОВНЭ, то ВЗАДЭ, но фактически мы видим его воплощение в виде BLM. И идеи этого общества, сколько над ним не потешались, в книжке победили.
Какие выводы можно сделать из сказанного выше? В мире повзрослело поколение, в 2000-е годы росшее на книгах Роулинг и их экранизациях. «Фонтан Волшебного Братства» для него - символ порабощения и идей расовой неполноценности. И, разумеется, он будет снесён. И статуи, подобные изображённым на заглавной картинке, которые, возможно, послужили реальными прототипами этого самого фонтана. А вы как хотели?
Книжки, в том числе романы и сказки, вообще способны менять мир. Не будет большим преувеличением сказать, что вся история России, да и всего мира ХХ века, выросла из романа Чернышевского «Что делать?» с его идеальным героем Рахметовым, образом которого были заворожены многие лидеры коммунистического мира, от В.И. Ульянова до Си Цзиньпина (по собственному признанию последнего). Ещё Ульянов рос на «Хижине дяди Тома» и стихах Беранже... Ну, а для поколения 2000-х таким «Что делать?» стало семикнижие Роу. Можно, конечно, посетовать на недостаточную революционность этой книги, но всё-таки по сравнению с абсолютно мракобесно-ретроградными шедеврами, которыми зачитывалось поколение 80-90-х годов, эпохи мировой реакции, вроде толкиеновского «Властелина колец», это - земля и небо.
Ну, а сегодня, когда протестующие захватывают центр Вашингтона, хочется напомнить слова Че Гевары: революция (как и любой протест) подобна велосипеду, если останавливается, то падает. И вероятность восстановления по всему миру скульптур типа монумента «Магия - сила», отнюдь ещё не закрыта. Поэтому - дальше, дальше, дальше! Чтобы потом о людях нынешних поколений кто-то сказал, как можно сказать про поколение 1910-х: «Значит, нужные книжки ты в детстве читал!»


США, символика и геральдика, протесты, Искусство, Литература

Previous post Next post
Up