Как известно, было две Эпохи Возрождения: одна в 15-16 веках, давшая миру огромное число выдающихся художников, а вторая в 19 веке (так называемое "Рисорджименто", что буквально означает "Возрождение"), когда в мировой истории снова наблюдался пик числа выдающихся художников.
Разумеется, что художники первого из этих "Возрождений" вдруг получали "вторую славу" во время второго из этих "Возрождений" - к ним снова появлялось пристальное внимание, их снова начинали копировать после веков безразличия или даже забвения. Типичный пример такого рода - Рафаэль, который был знаменитым во время первого "Возрождения", и снова стал знаменитым во время второго "Возрождения" - в честь Рафаэля даже названо целое течение живописи 19 века под названием "пре-рафаэлиты" (якобы, многие художники в начале 19 века вдруг начали рисовать так, словно на дворе всё ещё 15 век и никакого Рафаэля ещё никто не знает).
Именно так случилось и с Рембрандтом, который был звездой на закате Позднего Возрождения (17 век), и который вдруг снова стал знаменитым в конце 19 века (на закате "Рисорджименто").
Вот типичный официозный сказ про данный толстый факт (взято из обычной Википедии из статьи про Рембрандта):
<<Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России - передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма.>>
Кто же "возродил" интерес к Рембрандту в конце 19 века?
Этого человека (художника, кстати) звали Юлиус Лангбен. В 1890 году он опубликовал статью под названием "Рембрандт как воспитатель" (Rembrandt als Erzieher). Статья имела ошеломительный успех: имя Рембрандта снова стало ходить по устам всей Европы, и сам Юлиус Лангбен тоже стал знаменитостью - за ним закрепилось почётное прозвище "Rembrandtdeutsche" (Рембрандт-немец).
Чуть ранее, осенью 1889 года, Юлиус Лангбен прославился также своим участием в очень интересном мероприятии. Дело в том, что с января 1889 года известный немецкий философ Фридрих Ницше попал в психиатрическую клинику (после чего уже никогда не возвращался с написанию книг или любой другой деятельности). Так вот, осенью того же года именно Юлиус Лангбен (будучи большим поклонником Ницше) организовал попытку "вылечить" Ницше - причём, лечение должно было состоять в магических ритуалах, среди которых было возложение на голову Ницше короны древних королей Германии. Ближайшие родственники Ницше категорически воспротивились подобным планам "лечения", и опыт не состоялся. Однако, крайне любопытен именно тот факт, что "Рембрандт-немец" накануне своей собственной знаменитости пытался надеть на Ницше корону правителя Германии.
Об этом любопытном эпизоде из жизни Ницше и Лангбена - я уже упоминал в своей
статье (в которой я выдвигал гипотезу, что "Ницше" это литературный псевдоним прусского короля).
Но вернёмся к Лангбену.
Название статьи Лангбена про Рембрандта ("Rembrandt als Erzieher") является прямой и явной аллюзией на знаменитую в 19 веке статью Фридриха Ницше "Шопенгауэр как воспитатель" (Schopenhauer als Erzieher). Не добившись успеха с коронацией Ницше королём в 1889 году, Лангбен стал знаменитым благодаря своей статье про Рембрандта в 1890 году. Всего за 2 первых года - данная статья выдержала 40 изданий!
Уже в 37 издании - Лангбен добавил в свою статью новые главы, на этот раз содержащие откровенно анти-семитские тезисы, а впоследствии Лангбен сделал эти главы ещё более резкими.
По этой причине, нынешними историками Лангбен считается одним из главных предтеч нацизма. И по этой же причине - историки искусства крайне не любят упоминать об огромном вкладе Лангбена в популяризацию Рембрандта в 19 веке.
...
Однако, всё изложенное выше - это лишь изложение тех давних событий по версии нынешних официозных историков.
Как обстояли дела на самом деле - мы сейчас увидим.
...
Как уже было сказано, знаменитый художник Юлиус Лангбен (прославившийся как "Рембрандт-немец") был главной причиной возрождения интереса Европы к славному наследию Рембрандта (который, якобы, был фламандцем и вовсе не анти-семитом).
Рембрандт и Юлиус Лангбен (попарно два раза):
К сожалению, официозная история не сохранила живописных работ Юлиуса Лангбена (или просто я не знаю, где их найти).
И это правильно! Ведь если прекрасно сохранились картины политкошерного Рембрандта, жившего в 17 веке - то было бы странно ожидать, что сохранятся также и картины крамольного Рембрандта-немца, жившего в 19 веке! Боливар двоих не вынесет!
Также нет и доступных изображений жены Лангбена (или других его родичей).
Но зато известно (см. выше цитату из Википедии), что фламандский Рембрандт очень близок стилистически к русским передвижникам 19 века. Не найдётся ли среди них Рембрандта?
Найдётся!
Саския (жена Рембрандта) и Софья Крамская (жена русского художника-передвижника Ивана Крамского):
Рембрандт и Крамской:
Лангбен и Крамской:
Получается, что Рембрандт был русским художником-антисемитом, который пытался надеть на Ницше корону короля Германии .
Занавес.