Группа ТРИВА

Sep 14, 2016 16:08





Владимир Соколаев
(1952 - 2016)


Владимир Воробьев
(1941 - 2011)


Александр Трофимов
(1948 -)

Группа ТРИВА (рубеж 1970-1980-х) - первая в СССР официально зарегистрированная творческая  группа фотографов, существовавшая при Кузнецком металлургическом комбинате (Новокузнецк) в конце 70-х - начале 80-х гг. Полное название группы - «Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов «ТРИВА». Название означало имена ее участников - два Владимира и Александр: Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов...



© Владимир Воробьев. Электрослесарь на коксовой батарее. Новокузнецк. 1980.

Основой для создания группы послужил Кино-корреспондентский пункт Кузнецкого металлургического комбината, громко именующийся киностудией «КМК-фильм». В. Соколаев вспоминает Историю группы: "Много лет киностудия занималась выпуском документальных кинофильмов о людях комбината... Студия, общей площадью около 300 кв. метров, занимала половину крыла большого здания в центре города. Помещение было насыщено отечественной кино- и фотоаппаратурой, осветительными приборами, звуковой аппаратурой, десятками килограммов фотохимии, сотнями квадратных метров фотобумаги, километрами кинопленки. И всем этим богатством могли пользоваться всего несколько человек, в число которых попал и я. Сначала стал электриком, а потом и фотографом".

Группа выдвинула свой творческий манифест, который декларировал особенности и метод репортажной фотографии - отсутствие спецофотобработки, отсутствие спецкадрирования и так далее.  Принципы, по которым снимали фотографы ТРИВА, - отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала. Но главное - полный отказ от постановочных кадров. Все, что происходит в кадре, происходит на самом деле; человек с камерой никогда не подсказывает героям, как делать это фотогеничнее, и не просит повторить упущенный им момент.

Творческая концепция авторов ТРИВА кратко выражалась так:
Смысл - "паспортизация" времени и места
Цель - правда ради правды
Задача - создание фотодокумента события
Жанр - рабочая и социальная фотография
Метод - репортажный
Ограничения при съемке - строгое невмешательство в событие
Ограничения при печати - стандартная обработка, печать полного кадра
Аппаратура - Leica M2, M3, M4 с Summicron 1,4/50, Summilux 2/50

В. Соколаев писал об этом: «Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа, обоснованность и границы документального подхода к фотографированию. Съемка штатными 50мм. объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение «окна в событие». Метод погружения в событие стал основным способом съемки.

Кроме основной задачи - снимать настоящую жизнь во всех ее проявлениях, у группы была и другая цель - посылать работы на  зарубежные фотовыставки в обход официальных каналов.

В. Соколаев вспоминает: «В 1982 году мы с моими коллегами по фотогруппе „ТРИВА“ набрались храбрости и решили поучаствовать в World Press Photo (самый престижный конкурс фотожурналистики, - прим. Тайга.инфо). А заявки советских фотографов на WPP принимались через „Советское фото“. Отправили через „Советскую почту“. Они дошли до Москвы, их там посмотрели и отправили в Кемеровский обком партии. В Новокузнецке власти были знакомы с нашими фотографиями - они висели на городском стенде, а в обкоме их не знали. Там их разложили на столе и как увидели… Сразу звонок первому секретарю Новокузнецкого горкома партии, он - в машину и в Кемерово. После этого нас начали прессовать, вытеснять».

В начале 1982 г. начались проверки группы партийными органами и КГБ, против ТРИВА выступили местные фотографы, реальной была угроза обысков. Большую часть архивов группы пришлось уничтожить. По настоятельной рекомендации Кемеровского обкома КПСС регистрация фотогруппы ТРИВА была аннулирована, а администрация Кузнецкого металлургического комбината  заменила весь творческий состав кинофотолаборатории.

После увольнения Александр Трофимов стал работать самостоятельно. Оба Владимира создали фотолабораторию на другом предприятии и продолжили трудиться вместе. Оставшись без завода, они вышли с "Лейками" на улицы родного города. Вскоре к ним присоединился художник Александр Бобкин.

Полная творческая изоляция, отсутствие выставок и публикаций позволили сконцентрироваться на главном - на фотосъемке. Ежедневно, последовательно и настойчиво на протяжении десяти лет своими бесшумными "Лейками" фотографы ТРИВА создавали местные документы эпохи и философию "решающего и нерешающего мгновения". Первые годы работали в стол, позднее занялись фотографическим самиздатом - склеиванием самодельных фотоальбомов.



© Владимир Соколаев. Цыганочка-пастушка на коне. Окраина села Онгудай. Сибирь. 1980.



© Владимир Воробьев. Молодой отец с приятелем у роддома. Новокузнецк, 1980.



© Владимир Воробьев. Письмо до востребования. Новокузнецк, 1980



© Владимир Воробьев. Люковой со скребком и метлой. Новокузнецк, 1980



© Владимир Соколаев. Купание в запани на реке Мрас-Су. Кузбасс. 1981



© Владимир Воробьев. Ощущение материнства. Новокузнецк. 1981



© Владимир Воробьев. Педикюрный кабинет.  Новокузнецк. 1981



© Владимир Соколаев. Наблюдение солнечного затмения на машинном дворе. Село Мохово, Кемеровская обл. 1981



© Владимир Соколаев. День Донора в рельсобалочном цехе КМК. Новокузнецк. 1981



© Владимир Соколаев. Один в ванной. Новокузнецк. 1981



© Владимир Соколаев. Елочный базар. Новокузнецк. 1982



© Владимир Воробьев. Люди в очереди. Новокузнецк, 1982



© Александр Трофимов. На крыше электросталеполавильного цеха в Комсомольске-на-Амурe. 1982



© Владимир Воробьев. Солдат в увольнении. Новокузнецк, 1982



© Владимир Соколаев. Культрабтники на сцене. Новокузнецк, 1982.



© Владимир Соколаев. Соревнования Горпромторга по производственной гимнастике.  Новокузнецк. 1983



© Владимир Соколаев. Торжественная регистрация новорожденного. Новокузнецк, 1983



© Владимир Воробьев. Обеденный перерыв в механических мастерских. Новокузнецк, 1983



© Владимир Воробьев. Рукоделье на продажу. Новокузнецк.1983



© Владимир Воробьев. Джоконда на конкурсе буровиков. Новокузнецк, 1983



© Владимир Воробьев. Пассажирка последнего вагона. Новокузнецк. 1983



© Владимир Воробьев. Владелец автомобиля с ручным управлением. Новокузнецк. 1983



© Владимир Соколаев. Женщина с плакатом спешит на первомайскую демонстрацию. Новокузнецк. 1983



© Владимир Соколаев. Центральный рынок. Новокузнецк. 1983



© Владимир Воробьев. Портрет с бюстом основателя СССР. Новокузнецк, 1983.



© Владимир Соколаев. Вывоз строительного мусора. Новокузнецк. 1984



© Владимир Воробьев. Праздник Масленицы у шахтеров. Новокузнецк. 1984.



© Владимир Соколаев. Утренняя очередь в Сандуновские бани. Москва. 1984



© Владимир Воробьев. Чиновник в детском саду. Тисуль. 1984.



© Владимир Воробьев. Обед в детском доме. Новокузнецк, 1984



© Владимир Соколаев. Жаркий день в глиняном карьере. Окраина Новокузнецка



© Владимир Воробьев. Женщина с суповым набором. Новокузнецк, 1984.



© Владимир Воробьев. Тень и стулья. Новокузнецк, 1984



© Владимир Соколаев. Новая шляпка. Новокузнецк. 1985



© Владимир Соколаев. Рейсовый автобус на проселочной дороге.  Алтайский край. 1985



© Владимир Соколаев. Братья. Новокузнецк. 1985



© Владимир Соколаев. Новогодний вечер в Новокузнецком музыкальном училище. 1986



© Владимир Соколаев. Мытье мавзолея Ленина к празднику. Москва. 1988



© Владимир Соколаев. Полуслепой и носильщик двери. Новокузнецк, 1988.



© Владимир Соколаев. Старушка в городском автобусе. Новокузнецк.1989.



© Владимир Соколаев. Завуч и ученик. Новокузнецк.1989.

photographers

Previous post Next post
Up