Кратко о механизированных войсках СССР и Германии перед Великой Отечественной Войной.

Jan 16, 2016 20:49


В ходе Первой Мировой Войны воюющие армии столкнулись с двумя взаимосвязанными, вытекающими друг из друга и перетекающими друг в друга проблемами.






Первой проблемой был быстрый прорыв укреплённого фронта противника; слово "быстрый" выделено мною специально, поскольку сам взлом вражеской обороны как таковой был задачей решаемой, и позиции обороняющегося взламывались регулярно, но дело в том, что пока они взламывались, обороняющийся подтягивал на участок прорыва дополнительные силы, которые выстраивали новую линию прямо за рушащейся. Следовательно, прорыв вражеских позиций следовало осуществить быстрее, чем противник подтянет резервы.
Второй проблемой было развитие прорыва и продвижение в глубину. Даже взломав участок фронта обороняющегося до того, как тот подтянет резервы, наступающий не достигал победы в сражении. Далее следовало двигаться вглубь занимаемой противником территории, перехватывать вражеские коммуникационные линии и громить тылы, чтобы окружить вражеские войска или угрозой окружения заставить их отойти. Пехотные соединения с артиллерией на гужевой тяге могли в условиях боёв с недобитыми очагами вражеского сопротивления за день при максимальном напряжении сил пройти километров на 15-20, максимум 30. А этого было недостаточно, противник по железным дорогам и автомашинами подтягивал к участку прорыва дополнительные силы и латал брешь в своей обороне, а то и переходил в контрнаступление, заставляя наступающего отдать захваченные территории.
Для маневренных действий в армиях начала XX века были предусмотрены кавалерийские дивизии. Они у большинства стран имели схожую структуру, ядром которой являлись две-три кавалерийские бригады и конно-артиллерийский дивизион из 18 орудий калибром 75-77 миллиметров (3 дюйма), численность также была схожей и колебалась от 3,5 до 5 тысяч человек. Для сравнения, германская пехотная дивизия в начале войны насчитывала 16,6 тысяч человек при 54 77-мм пушках и 18 105-мм гаубицах, французская пехотная дивизия - 17 тысяч человек при 36 75-мм пушках, русская пехотная дивизия - 20,7 тысяч человек при 48 76-мм пушках. Таким образом, кавалерийские дивизии представляли собой очень небольшие численно соединения, имевшие только лёгкую артиллерию. Это обстоятельство резко ограничивало их боеспособность, в силу чего использовать их в качестве инструмента развития прорыва было нельзя (за исключением некоторых особо благоприятных ситуаций). Следовательно, реальных средств развития прорыва у воюющих армий не было, и это обуславливало позиционный характер Первой Мировой Войны.
Столкнувшись с жестокой реальностью, враждующие стороны стали искать выхода из сложившейся ситуации, прежде всего сосредоточившись на решении первой проблемы, проблемы быстрого прорыва. И одной из попыток решения этой проблемы стало создание танков. Пионерами в разработке и реализации концепции гусеничных бронированных боевых машин, служивших для содействия пехоте в деле прорыва укреплённых позиций противника, стали британцы, в 1915-1916 годах совершившие вынужденный экстренный переход от традиционной для неё небольшой профессиональной армии к армии массовой и столкнувшиеся со всеми последствиями подобного резкого перехода.
В первых своих сражениях танки, несмотря на множество технических проблем, справились с задачей уменьшения потерь и ускорения прорыва обороны - в один из дней битвы на Сомме, 15 сентября 1916 года, британские войска, поддерживаемые всего 18 танками, смогли потеснить германцев на 5 километров при потерях в двадцать раз меньших, чем в предыдущих боях; правда, прорвать германскую оборону до подхода германских резервов так и не удалось, но британцы к этому приблизились.
Однако было очевидно, что этот успех был вызван в значительной степени психологическим воздействием нового вида оружия. Сам вид гигантских металлических коробок произвёл неизгладимое впечатление на германских солдат, ранее не встречавших ничего подобного - согласно воспоминаниям одного из очевидцев британской танковой атаки 15 сентября 1916 года: "Кто-то в первой линии окопов крикнул, что явился дьявол, - и это слово разнеслось по окопам с огромной быстротой". Замечу, в тогдашней Германии население чуть ли не поголовно имело среднее образование, и в основной своей массе германские солдаты были городскими жителями, до войны чуть ли не каждый день видевшими автомобили, трамваи et cetera - и тем не менее, невиданные боевые машины вызывали у этих образованных городских жителей, воспитанных на принципах рационализма и оптимистичной веры в безграничные возможности науки, мысли о пришествии дьявола.
Естественно, психологическое воздействие быстро прошло, и танкобоязнь со временем изживалась. А когда она изживалась, в полной мере раскрывалась уязвимость танков. Громоздкие медлительные металлические коробки, из которых было очень мало и плохо видно, представляли отличную мишень для артиллерии, поставленной на прямую наводку, да и пехотинцы, в условиях мировой бойни развившие недюжинную изобретательность и смекалку, при благоприятном стечении обстоятельств с огромной радостью обезвреживали танки, чтобы потом сфотографироваться на их фоне и отвинтить какие-нибудь детали на память. Выяснилось, что танкам необходимо пехотное сопровождение, а из этого вытекала необходимость артиллерийской поддержки, поскольку без неё сопровождающую танки пехоту легко могли отсечь артиллерийским и ружейно-пулемётным огнём, после чего исход боя для них был предрешён: например, в неудачном наступлении весной 1917 года французы бросили в атаку 128 танков Schneider CA1, из которых осталось 10.


Германские солдаты фотографируются на фоне британского танка.Германцы сделали главную ставку в решении проблемы быстрого прорыва вражеских позиций на выработку новой тактики, и в итоге оказались правы - обученная тактике штурмовых действий пехота во взаимодействии с артиллерией и инженерно-сапёрными войсками показала огромные возможности в деле взлома оборонительного фронта. Благодаря новой тактике германцы добились внушительных успехов в битве при Капоретто, где германские и австро-венгерские армии за период с 24 октября по 29 ноября потеснили итальянцев на 70-110 километров, захватив около 250 тысяч пленных, и в весеннем наступлении 1918 года на Западном фронте, где германские войска в ходе операции "Михаэль" (21 марта - 5 апреля 1918 года) на 70-километровом участке фронта вклинились вглубь занимаемой британскими армиями территории на 60 километров.


Атака германской пехоты.Но и при Капоретто, и в Весеннем наступлении 1918 года германцы не смогли переломить ситуацию на фронтах в свою пользу, у чего, помимо стратегических причин (невыгодное и неуклонно ухудшающееся соотношение сил, более слабое в сравнении с противником командование, общая усталость и нарастающая деморализация армии), были также причины оперативного и тактического характера, а именно: германцы, решив первую проблему, проблему быстрого прорыва, не решили проблему развития прорыва в глубину. Для этого не было соответствующих войсковых структур: как уже говорилось выше, пехотные дивизии и корпуса обладали слишком низкой подвижностью, а кавалерийские соединения - слишком маломощны и не могли справиться даже с самым слабым очагом сопротивления, а потому пределом их возможностей были рейды и обходы.
В результате кайзеровские армии выдохлись, а войска Антанты перешли в наступление. Хотя в вооружённых силах стран Антанты не было достигнуто таких успехов в деле развития соответствующей требованиям времени тактики, как у германцев, прогресс в этом отношении всё же был, особенно во французской армии. Кроме того, тактическое отставание с лихвой компенсировалось танковыми массами, которые стали хорошим подспорьем для пехоты, инженерных войск и артиллерии. К тому же наступление союзников проходило в условиях нарастающего численного превосходства, лучшей обеспеченности боеприпасами, преимущества в воздухе и подъёма морального настроя солдат и офицеров, выдержавших германские удары. Решающим же фактором, позволившим силам Антанты вытеснить германцев практически к границам Рейха и в конечном итоге принудить Центральные Державы сложить оружие, стало превосходство союзников в стратегии и оперативном искусстве. Верховный главнокомандующий союзными войсками Маршал Франции Фердинанд Фош построил союзническое наступление на Западном фронте на основе попеременного воздействия на разные участки германского фронта. Начав наступление на одном участке и приковав к нему германские резервы, армии Антанты разворачивали операции в другом месте, затем ещё в одном. Эти попеременные удары на разных участках выматывали и истощали германские резервы и всю Германскую Имперскую Армию, заставляя германское командование ради сохранения устойчивости позиций сокращать линию фронта, то есть отступать. Учитывая, что в ответ на острый ум, волю и энергию маршала Фоша главнокомандующий германскими войсками на Западном фронте генерал пехоты Эрих Людендорф проявил совершенно внезапные безволие и апатию, а силы Антанты непрестанно увеличивались, становится ясно, что исход войны был предрешён. В результате Стодневного наступления 8 августа - 11 ноября 1918 года союзные войска потеряли в общей сложности около 1,1 миллиона человек, германские потери составили около 0,8 миллиона человек погибшими и ранеными и 0,4 миллиона пленными. Такое количество пленных при отсутствии глубоких прорывов и крупномасштабных окружений ясно свидетельствует о степени деморализации германских войск.


Такие картины осенью 1918 года стали обычным делом на Западном фронте.
В общем, по завершении Первой Мировой Войны проблема развития прорыва в глубину решена так и не была. В силу этого военные разных стран мира сразу же принялись искать оперативно-тактические способы выхода из позиционного тупика. И вот здесь было обращено внимание на танки.
Как уже говорилось, в прорыве вражеской обороны танки стали отнюдь не панацеей, а только хорошим подспорьем, позволявшим снизить потери и тем самым не допустить утраты боеспособности войск. Но вот в деле развития операции в глубину танки имели огромный потенциал. Правда, поначалу для реализации этого потенциала требовалось решить проблему быстрого износа танковых гусениц. Танкостроители перепробовали множество разных схем, включая вариант танков на колёсно-гусеничном ходу (в СССР он был реализован в танках серии БТ), но в 30-е годы оптимальный выход наконец-то был найден при помощи создания новых типов гусеничных траков, позволивших танкам своим ходом проходить тысячи километров.
Но танкам для успешных действий требовалась поддержка других родов войск и внушительное тыловое и техническое обеспечение. Повторюсь, сами по себе танки представляли металлические коробки с облегчавшими противнику прицеливание крупными габаритами и очень плохим обзором. Им требовалось сопровождение из пехоты и сапёров, которым, в свою очередь, требовалась поддержка артиллерии, чтобы иметь возможность двигаться вслед за танками. К тому же для закрепления особо важных участков местности в глубине занятой противником территории до подхода общевойсковых соединений требовалось оставлять заслоны, и тут тоже нужна была пехота и артиллерия, а также инженерно-сапёрные части для оборудования позиций. Но обычная пехота и артиллерия, тягаемая лошадьми или маломощными тракторами для пехотных соединений, не могли двигаться одними темпами с танками, а значит, нужны были автомобили для перевозки пехоты и мощные скоростные тягачи для перемещения артиллерийских орудий. Кроме того, для эвакуации и ремонта подбитых танков требовалась вспомогательная техника и специальные ремонтные части. Наконец, для продвижения вглубь территории противника требовалось иметь запас топлива, а это тоже подразумевало специальные подразделения и специальную технику. Наконец, командирам развивающих операцию в глубину войск, действующих в отрыве от основных сил, требовалась надёжная мощная радиоаппаратура с широким радиусом действия.
Следовательно, для действий по развитию операции в глубину нужны были не танки сами по себе, а соединения, имевшие танки в качестве главной ударной силы. Именно поэтому возникла идея механизированных соединений.
Будучи пионерами в области танкостроения, британцы сделали и первые шаги на поприще формирования механизированных соединений. В 1927 году в Великобритании была сформирована первая танковая бригада, состоявшая из смешанного разведывательного батальона (имевшего две роты бронемашин и роту малых танков), танкового батальона, пулемётного батальона на вездеходах, артиллерийского полка на тракторной тяге, сапёрной роты и роты связи. В 1929 году Имперским генеральным штабом были организованы две экспериментальные бригады, каждая имела батальон лёгких танков, три пехотных батальона на автомашинах и миномётную роту. В 1934 году было сформировано механизированное соединение, имевшее следующий состав: танковая бригада из 1 батальона лёгких танков и 3 смешанных танковых батальонов, мотопехотная бригада из 3 батальонов, 2 роты бронеавтомобилей, две артиллерийские батареи на механизированной тяге, 2 зенитные батареи, сапёрная рота, рота связи, санитарная рота и части обеспечения.
Однако наиболее сбалансированные и мощные механизированные соединения в 30-е годы были созданы в Германии, где строительством подвижных войск занимался многочисленный коллектив офицеров. Эскалация возрождения вооружённых сил Германии и строительства механизированных войск произошла в 1933 году, когда Войсковое управление (аналог Генштаба, иметь который Германии было запрещено по условиям Версальского договора) возглавил генерал-лейтенант Людвиг Август Теодор Бек. Практически сразу после прихода генерала Бека на пост начальника Войскового управления был издан подготовленый под его руководством в 1931-1932 годах Армейский устав 300 "Управление войсками", который собирал в единую концепцию все оперативные и тактические наработки военачальников и штабистов Райхсвера за период с 1918 года и который оставался краеугольным камнем германского тактического и оперативного искусства до 1945 года.
12 октября 1934 года была завершена разработка схемы организации танковой дивизии. Дивизия имела следующий состав: двухполковая танковая бригада, мотопехотная бригада из одного двухбатальонного полка, мотоциклетный батальон, разведывательный батальон, противотанковый батальон, артиллерийский полк. 18 января 1935 года генерал-лейтенант Освальд Лутц с санкции Бека издал приказ на формирование трёх танковых дивизий.  16 марта 1935 года Райхсвер был преобразован в Германский Вермахт, что означало окончательный отказ Германии от ограничений Версальского договора. 27 сентября 1935 года было образовано Командование танковых войск, а 15 октября того же года было завершено формирование первых трёх танковых дивизий Вермахта. Также в 1935 году были сформированы две моторизованные дивизии, каждая из которых состояла из трёх 3-батальонных пехотных полков, артиллерийского полка, разведывательного батальона, противотанкового батальона, сапёрного батальона и батальона связи. Правда, до 1937 года эти дивизии носили разные конспиративные названия вроде "Померанская дивизия".


Колонна средних танков Pz.Kpfw. IV на параде, 1938.Формирование механизированных войск в 30-е годы началось и в СССР. 11 марта 1932 года Реввоенсовет СССР принял решение о формировании двух первых механизированных корпусов. В Ленинградском военном округе на базе 11-й стрелковой дивизии формировался 11-й мехкорпус, в Киевском военном округе на основе 45-й стрелковой дивизии был заложен 45-й мехкорпус. Структура мехкорпуса была установлена следующая: управление, разведывательный батальон, сапёрный батальон, танковый огнемётный батальон, зенитно-артиллерийский дивизион, рота регулирования движения, техническая база, авиационный отряд, стрелково-пулемётная бригада и две механизированные бригады (каждая из управления, трёх танковых батальонов, стрелково-пулемётного батальона, артиллерийского дивизиона, сапёрного батальона, зенитно пулемётной роты).
В 1935 году структура была несколько переработана, и теперь мехкорпус состоял из управления, двух механизированных бригад, стрелково-пулемётной бригады, танкового разведывательного батальона и батальона связи. Штатная численность мехкорпуса устанавливалась в 8965 человек, 463 танка, 4 122-мм и 4 76-мм пушки, 12 45-мм противотанковых орудий, 1444 автомашины всех типов.


Лёгкие танки Т-26 на манёврах летом 1935 года.Немногочисленность механизированного корпуса бросается в глаза сразу. Важными недостатками мехкорпуса также были избыточность его танковой составляющей при нехватке мотопехоты и катастрофической недостаточности артиллерии. Кроме того, не хватало и автотранспорта.
Впрочем, стоит отметить, что этап громоздких соединений, "перегруженных" танками и не достаточно обеспеченных мотопехотой и артиллерией, прошли многие страны, в том числе Германия. Например, германская танковая дивизия к началу войны с Польшей состояла из двухполковой танковой бригады, моторизованной бригады из мотопехотного полка (2 мотопехотных батальона и рота пехотных орудий) и мотоциклетного батальона, артиллерийского полка, разведывательного батальона, противотанкового батальона, сапёрного батальона и частей обеспечения. Штатный состав дивизии устанавливался в 11792 человека, 324 танка, 10 бронеавтомобилей, 8 75-мм пехотных пушек, 4 105-мм пушки, 16 105-мм гаубиц, 8 150-мм гаубиц, 48 37-мм противотанковых пушек, 1402 грузовых и 561 легкового автомобилей, 1289 мотоциклов.
Однако можно заметить, что несбалансированность советского мехкорпуса носила просто-таки гипертрофированный характер. Артиллерии, можно сказать, не было совсем, танков же было излишне много. При этом малочисленность мехкорпуса ограничивала его возможности.
В 1937 году были введены новые штаты для механизированных бригад, как входящих в мехкорпуса, так и отдельных. Теперь они состояли из управления, разведывательной роты, роты связи, роты медпомощи, автотранспортной роты, трёх танковых батальонов, мотострелкового батальона, батальона боеобеспечения, ремонтно-восстановительного батальона. Впрочем, механизированные бригады по-прежнему представляли собой мехкорпуса в миниатюре с примерно теми же проблемами.
В 1938 году в танковых частях РККА был осуществлён переход с 3-танковых взводов на 5-танковые. Тогда же механизированные корпуса и бригады были переименованы в танковые. Но увы, качественного улучшения их структуры с исправлением недостатков и выправления баланса между танковыми, мотопехотными, артиллерийскими, инженерно-сапёрными частями и подразделениями боевого и тылового обеспечения так и не происходило.
К началу 1939 года в РККА имелось 4 танковых корпуса. 22 июля 1939 года была создана комиссия для пересмотра организационно-штатной структуры войск, возглавленная командармом 1-го ранга Григорием Ивановичем Куликом. Кулик, а также Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов и командарм 1-го ранга Борис Михайлович Шапошников высказывались за расформирование танковых корпусов, тогда как маршалы Семён Михайлович Будённый и Семён Константинович Тимошенко и комкор Матвей Васильевич Захаров отстаивали необходимость сохранения танковых корпусов с изменением их структуры. Корпуса удалось отстоять, но увы, с ухудшением структуры - из них была изъята вся мотопехота. Также мотопехота была изъята из танковых бригад. Таким образом, танковые корпуса и бригады фактически перестали быть самостоятельными соединениями, способными на стремительные глубокие рывки, и превратились в средство поддержки пехоты.


Лёгкие танки БТ во Львове, осень 1939.По итогам Освободительного похода в западные области Украины и Белорусии было решено расформировать танковые корпуса, сочтённые громоздкими и трудноуправляемыми.
А тем временем в Вермахте по итогам Польской кампании структуру танковых дивизий улучшали. Кроме того, число танковых дивизий было доведено до 10, число моторизованных дивизий довели до 4 (и ещё 2 моторизованные дивизии имелись в Ваффен-СС). Танковые и моторизованные дивизии в Вермахте объединялись в моторизованные корпуса, а для Французской кампании было создано принципиально новое формирование механизированных войск - танковая группа, возглавленная генералом кавалерии Эвальдом фон Кляйстом. Группа состояла из трёх моторизованных корпусов и имела в своём составе 7 танковых и 3 моторизованных дивизий, численно примерно соответствуя армии. То есть по сути, для операции во Франции германское командование создало целую механизированную армию, способную на беспрецедентно глубокие прорывы. Это позволило провести невиданную стратегическую операцию, броском к Ла-Маншу отсечь главные силы союзников, дислоцировавшиеся на территории Бельгии. Отрезанная в Бельгии от источников снабжения французская кадровая армия была ликвидирована, разбитый британский экспедиционный корпус эвакуировался с материка, бельгийские и голландские войска капитулировали, и в июне германцам осталось добить остатки французской армии на территории Франции, что и было сделано.
Германцы сразу же предприняли меры, чтобы засекретить способы и инструменты достижения своей победы в Западной Европе. Но кое-что всё же советское руководство выяснить смогло. Уже 22 мая была утверждена структура моторизованной дивизии, а 9 июня 1940 года Народный Комиссариат Обороны СССР во главе маршалом Тимошенко решил создать танковые и моторизованные дивизии, объединённые в механизированные корпуса. 6 июля 1940 года вышло постановление СНК СССР о формировании 8 механизированных корпусов и 2 отдельных танковых дивизий. Структура мехкорпуса была определена следующая: управление корпуса, мотоциклетный полк, авиаэскадрилья, дорожный батальон, батальон связи, две танковые и моторизованная дивизии. Танковая дивизия должна была иметь управление, зенитный дивизион, разведывательный батальон, мостовой батальон и части обеспечения, два танковых полка (в каждом 1 батальон тяжёлых танков, 2 батальона средних танков и 1 батальон огнемётных танков), мотострелковый полк (3 стрелковых батальона и батарея 76-мм полковых орудий), артиллерийский полк (дивизион 122-мм и дивизион 152-мм гаубиц). Моторизованные дивизии состояли из управления, двух мотострелковых полков, танкового полка, артиллерийского полка, частей обеспечения. Всего предполагалось сформировать 18 танковых и 8 моторизованных дивизий.


Части мехкорпуса на марше.В Германии по окончании Французской кампании были осуществлены новые мероприятия по сбалансированию структуры механизированных войск и общему их укрупнению. Число танковых дивизий было решено удвоить с изменением штатного расписания.
Теперь германские танковые дивизии имели управление, один танковый полк (2-3 танковых батальона), мотопехотную бригаду в составе двух мотопехотных полков (по 2 батальона мотопехоты) и мотоциклетного батальона, артиллерийский полк (3 дивизиона), разведывательный батальон, противотанковый батальон, сапёрный батальон и части обеспечения. Общая численность танковой дивизии составляла примерно 13,7 тысяч человек, около 150-200 танков, 24 105-мм гаубиц, 8 150-мм гаубиц, 4 105-мм пушки, 4 150-мм и 20 75-мм пехотных орудий, 48 противотанковых орудий, 8 одноствольных и 2 счетверённых 20-мм зенитных установки, до 2,3 тысяч автомобилей.
Кроме того, увеличивалось число и изменялась структура моторизованных дивизий Вермахта. Теперь их ядро составляли 2 мотопехотных и артиллерийский полки. По штату дивизия должна была иметь 14029 человек, 24 105-мм и 8 150-мм гаубиц, 12 150-мм и 40 75-мм пехотных орудий, 102 37-мм и 9 50-мм противотанковых пушек, около 1,9 тысяч автомобилей. Моторизованные дивизии СС состояли из трёх пехотных полков и артиллерийского полка в 4 артиллерийских дивизиона, численность их колебалась от 17 до 19,5 тысяч человек.
Моторизованные корпуса различались по составу, но типовым был корпус из двух танковых и одной моторизованной дивизий с рядом частей усиления, имевший примерно 40 тысяч человек, 300-400 танков, свыше 400 орудий и около 250 миномётов, более 6,5 тысяч автомобилей.
Таким образом, к 1941 году немцы пришли к практически оптимальной структуре механизированных войск. Имея мощную артиллерию и многочисленную мотопехоту (4 мотопехотных и мотоциклетный батальон на 2-3 танковых батальона), германские танковые дивизии могли выполнять самые разнообразные задачи и успешно вести бой как с подвижными, так и с пехотными соединениями неприятеля. При этом постепенно росла доля средних танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, 37-мм противотанковые орудия постепенно сменялись 50-мм - словом, боевые возможности техники росли. Важным фактором было также наличие специальной техники, в частности, бронетранспортёров, позволявших, например, провезти часть мотопехоты вместе с танками под заградительным огнём неприятеля. Кроме того, следует отметить также наличие на вооружении германской армии мощных скоростных тягачей, позволявших перевозить приемлемыми для моторизованных соединений темпами даже очень тяжёлые орудия, в частности, 210-мм мортиры, часто прикреплявшиеся к моторизованным корпусам Вермахта. Скоростные тягачи можно назвать одним из главных компонентов в системе вооружения германской армии, делавшим её моторизованные соединения необычайно автономными. Во многом именно тягачами был обусловлен успех танковой группы Кляйста в один из самых ответственных моментов Французской кампании 1940 года - в сражении под Седаном. Там же стоит отметить и обладавшие современным понтонно-мостовым оборудованием инженерно-сапёрные войска Вермахта, без которых невозможно было бы обеспечить быструю эффективную переправу масс живой силы и техники группы Кляйста через Маас. Что касается тягачей, то стоит также отметить их роль в преодолении всё той же 1-й танковой группой советских укрепрайонов на так называемой "Линии Сталина" - без 210-мм мортир, перевозимых германскими тягачами в составе моторизованных корпусов, 1-я танковая группа могла бы потратить на преодоление укреплённых районов куда больше времени, чем потребовалось в действительности.


Германский тягач Sd.Kfz.9.В СССР к концу 1940 года формирование 9 механизированных корпусов и 2 танковых дивизий постепенно близилось к завершению, и в начале 1941 года советское руководство пошло на излишне амбициозный шаг. Было принято решение сформировать дополнительно 20 механизированных корпусов, а общее число дивизий довести до 60 танковых и 30 моторизованных. В основном структура оставалась той же, что была принята летом 1940 года.
Штатная численность танковой дивизии устанавливалась в 10942 человека, 375 танков, 95 бронеавтомобилей, 12 122-мм и 12 152-мм гаубиц, 4 76-мм полковых пушки, 12 37-мм зенитных орудий, 1360 автомашин всех типов и 84 трактора. Сразу можно увидеть полное отсутствие противотанковой артиллерии, совершенно ничтожное число пехотных орудий и меньшее, чем у германцев, количество гаубиц, усугублявшееся ещё одним фактором, о котором речь пойдёт ниже. Не хватало и мотопехоты - на 8 танковых батальонов имелось всего лишь 3 батальона мотострелков. Недостаточной также была автотранспортная компонента. Впрочем, всё же в танковой дивизии структура была более сбалансированная, чем в довоенном танковом корпусе.
Моторизованная дивизия по штату насчитывала 11534 человека, 275 танков, 51 бронеавтомобиль, 8 76-мм полковых орудий, 8 76-мм дивизионных пушек, 16 122-мм и 12 152-мм гаубиц, 8 37-мм зениток и 4 76-мм зенитки, 1728 автомашин всех типов и 154 трактора. Имея 4 танковых батальона и 6 мотострелковых, моторизованная дивизия была лучше обеспечена мотопехотой, но в ней явно не хватало автотранспорта.


Колонна танков БТ на марше.Мехкорпус в целом по штату должен был иметь 36080 человек, 1031 танк, 268 бронеавтомобилей, 16 76-мм полковых орудий, 8 76-мм дивизионных пушек, 40 122-мм и 36 152-мм гаубиц, 36 45-мм противотанковых пушек, 32 37-мм и 4 76-мм зениток, 5572 автомобиля всех типов, 352 трактора. В целом мехкорпус получался крайне громоздким соединением, из-за нехватки средств связи очень трудно управляемым, малоподвижным из-за недостатка транспорта и при этом откровенно "перегруженным" танками. Имея 172 орудия и 186 миномётов, он явно уступал в отношении артиллерийского обеспечения моторизованному корпусу Вермахта, а усугублялось это отсутствием мощных скоростных тягачей. Имевшиеся на вооружении РККА тягачи разрабатывались в первую очередь для артиллерии стрелковых войск, от которой не требовалось выдерживать темпы движения механизированных войск. Кроме того, из-за нехватки специализированных тягачей приходилось использовать сельскохозяйственные трактора, при разработке которых о скорости уж точно никто не думал. На совещании руководящего состава РККА в декабре 1940 года состоялся следующий разговор с участием командира 6-го мехкорпуса генерал-майора Михаила Георгиевича Хацкилевича: "Мы имеем в артиллерии трактора СТЗ-5, которые задерживают движение. Наша артиллерия, вооруженная этими тракторами, имеет небольшую подвижность и отстает от колесных машин и от танковых соединений. (Из президиума: 30 км в час). М.Г. Хацкилевич: теоретически это так, а практически он такой скорости не дает. (Из президиума: Он не тянет этой системы.) М.Г. Хацкилевич: "Да, он эту систему не тянет".


Советский тягач СТЗ-5.Слабость тягачей приводила к тому, что во время боевых действий артиллерия мехкорпусов отставала. Нехватка автотранспорта вызывала и частое отставание мотопехоты и частей обеспечения, что приводило к вступлению танков в бой в одиночестве с закономерными последствиями.


Советский средний танк Т-34.Решение о доведении числа мехкорпусов до 29 отрицательно сказалось на их боеспособности. Из 9 мехкорпусов, чьё формирование к 1941 году в общих чертах было завершено, стали изымать части и подразделения для новых 20 мехкорпусов, началось лихорадочная и беспорядочная подготовка необходимых кадров. Обеспечить новые мехкорпуса техникой, особенно автотранспортом и тягачами, в короткие сроки было невозможно - нехитрые подсчёты показывают, что на 29 мехкопусов требовалось свыше 161 тысячи автомобилей всех типов и более 10 тысяч тягачей. То есть элементарно собрать 29 мехкорпусов было нереально, а о каком-либо слаживании и превращении в полноценные соединения не шло и речи. Таким образом, несмотря на то, что количество дивизий мехвойск, сформированных к началу войны - 61 танковая и 31 моторизованная - просто ошеломляет и потрясает воображение, реальная боеспособность этих соединений, не только совершенно несбалансированных структурно, но ещё и имевших некомплект практически во всём, включая личный состав, была совершенно неудовлетворительной.

1941, подвижные войска, РККА, Вторая Мировая Война, Великая Отечественная Война

Previous post Next post
Up