Одной из основных причин, которые заставили людей выйти на улицы и площади городов страны, стала «глухота» верховной власти. Уверовав в свое «мессианство», лидеры страны решили, что на период до следующих выборов мнение избирателей не имеет значения. Особенно, если это мнение противоречит планам самой власти.
В странах «неокрепшей демократии» зачастую разрыв между уровнем жизни чиновничьего корпуса и остальной частью населения настолько велик, что они как бы общаются на разных языках. Возрождение Майдана в Украине (на этот раз в Евро-оболочке) в очередной раз свидетельствует: если мнение народа не слышат во властных кабинетах, наши люди готовы заявить о своих претензиях во весь голос. Да так, что отголоски этого диалога с властью пошли по всему миру! И для того, чтобы не доводить страну до такого экстремального испытания властям стоило чаще обращаться к тем, кто делегировал их управлять страной на определенное время.
Одной из форм такого общественного диалога могла бы стать дискуссионная площадка, где мнение большинства граждан (в периоды между выборами) могли бы озвучивать представители общественных объединений или движений. В качестве примера одного из участников таких переговоров сознательно не стоит расценивать политические партии. У них и так достаточно способов донести свою позицию по многим вопросам: в сессионном зале парламента или через СМИ. Но эта схема заработает лишь тогда, когда у представителей таких общественных движений будет достаточно смелости чтобы не только заявить о протесте, но и предложить, обосновать свой вариант решения проблемы. А власть, в свою очередь, должна быть готова не только услышать, но и принять эти предложения. Иначе нас ждет повторение неудачного российского опыта диалогов с народом. Там инициаторами диалога с народом стали «верхи». Но и они оказались не готовы услышать все то, о чем заговорила граждане соседнего государства.
Озадаченный событиями на Болотной площади Кремль решил создать видимость «демократизации» процесса управления страной. И по указу Путина в апреле на правительственном портале РФ заработал проект Российская общественная инициатива. Однако первое же предложение, которое собрало необходимое число голосов российских граждан (более 100 тыс.) в поддержку
ограничения цены иномарок для чиновников было расценено как «несвоевременная мера». Возможно, тут сыграло свою роль то, что автором именно этого обращения был нетерпимый режимом оппозиционер Алексей Навальный. Однако и
следующая инициатива о смягчении требований «антипиратского законодательства» не нашла правительственной поддержки даже после набранных ста тысяч голосов «за».
Однако те вольности, что может себе позволить президент Российской Федерации, уже не доступны его украинскому коллеге. Относительно высокий уровень поддержки избирателей, которым обладает Путин, пока позволяет ему пренебрежительно относиться к различным требованиям подобного рода. Янукович такой привилегии лишен. Популярным на Западе и в Центре страны он никогда не был, а после метаний между Россией и ЕС может существенно растерять авторитет и на Юго-Востоке. И в подобной ситуации возможность быть услышанным - это самое малое, что он может дать своим избирателям до начала будущей президентской кампании. В конце концов, лозунг «Почую кожного» его никто не заставлял вешать на своих биг-бордах.